04:13
воскресенье, 28 июля

Око - за око, зуб - за зуб

Автор: Довид Карпов, 23.07.2013 в 14:37

В ночь на 16 июля неподалеку от города Партизанск Приморского края произошла авария, в которой по вине водителя «Тойоты» погибли мотоциклист и ехавшая с ним девушка.
В ночь на 16 июля неподалеку от города Партизанск Приморского края произошла авария, в которой по вине водителя «Тойоты» погибли мотоциклист и ехавшая с ним девушка. Прибывшие на место ДТП друзья погибших насмерть забили водителя машины, в которую врезался мотоцикл. Пассажиру автомобиля причинили серьезные телесные повреждения

«Око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу.
Ожог – за ожог, рана - за рану, ушиб - за ушиб.
(«Исход», 21:24-25)

«Закон один да будет у вас, одинаков да будет он для пришельца и для местного жителя, ибо Я - Г-сподь, Б-г ваш» (24:22)

Не успели мы обсудить одну попытку (кстати, за последнее время – далеко не первую) устроить самосуд в Пугачеве, как уже представился еще один случай, причем на этот раз, к сожалению, дело не ограничилось одними только угрозами. Инцидент произошел в Приморском крае, где сначала водитель не справился с управлением, выехал на встречку и сбил насмерть мотоциклиста с пассажиром – девушкой. А потом уже друзья погибших жестоко расправились с виновником трагедии - водителем автомобиля и его пассажиром, который оказались его сыном. Отец от побоев скончался на месте, а сын с тяжелыми травмами доставлен в реанимацию. Случай сам по себе вопиющий. Но еще больше пугает, что почти половина опрошенных, так или иначе, оправдывает такую внесудебную расправу! 

Кто-то пеняет на то, что сын является сотрудником полиции, и поэтому если бы не бдительные граждане – оба, как это часто бывает, ушли бы от заслуженной кары. Хотя как раз в данном случае сын-полицейский вроде бы не причем. Другие кивают на «библейский» принцип «око за око». Вот с этого места стоило бы поподробнее.

В Торе на самом деле встречается такое выражение, причем в нескольких местах, только смысл его совсем иной. Тут как раз уместно напомнить, что простое токование текста: «как пишется, так и слышится» - в случае Писания неприемлемо, и ведет к грубому искажению смысла. Не говоря уже о том, что большинство таких «толкователей» имеют дело не с оригинальным текстом (как известно, текст Писания – т.н. «Ветхий Завет», включая Пятикнижие, был дарован на древнееврейском языке), а с переводом, причем далеко не всегда точным. Дело в том, что Моисей получил на горе Синай не только Писание, но и т.н. «устную традицию», которая дополняет и разъясняет письменную. По замыслу «автора» – Творца, обе части религиозной традиции: письменная и устная - должны дополнять друг друга, так, что одна без другой просто не существует.

Dura lex

И вот что сообщает нам на это счет устная традиция. Согласно закону Торы, за нанесение телесных увечий другому, человек должен выплатить компенсацию по пяти статьям: собственно за сам ущерб (утрату органа), за физические страдания, за вынужденный простой (если в результате потерпевший оказался на какое-то время не работоспособным), а также оплатить лечение и компенсировать моральный ущерб.

Таким образом, знаменитое выражение: «око за око, зуб за зуб» и т.д., которое многими толкуется, как призыв к мщению, на самом деле (по крайней мере, в рамках еврейской законодательной традиции), понимается исключительно, как обязанность выплатить материальную компенсацию, которую можно чисто условно считать «ценой зуба» или «ценой глаза» за выбитый глаз или зуб.

Впрочем, существует еще универсальный принцип «мера за меру», но им могут руководствоваться только сами судьи (конечно, при условии, что не найдут смягчающих обстоятельств). И все же в Торе прямо сказано, что предумышленное убийство наказывается смертной казнью убийцы, как сказано («Исход», 24:17): « И если кто лишит жизни какого-либо человека, то он должен быть сам предан смерти». С точки зрения закона Писания никаким сроком в этом случае не отделаешься. Только так можно искупить грех, и исправить последствия содеянного.

Все перечисленное – всего лишь малая толика той огромной законодательной системы, которую разработали еврейские мудрецы около двух тысяч (*) лет назад (!). До сих пор весь цивилизованный мир пользуется этими наработками под видом «Римского права». 

Но самое главное во всех этих историях даже не человеческая жестокость и жажда мщения. Конечно, печально, когда на наших дорогах гибнут люди, причем зачастую из-за простой невнимательности, халатности или грубого нарушения правил ПДД. Но самое страшное в этой ситуации - это готовность в любой момент учинить самосуд. Поскольку подобная практика внесудебного наказания подрывает сами основы нашего общества, и в любом случае является грехом и преступлением (даже, если с точки зрения обывательской морали, это по-своему «справедливо»: преступник понес заслуженное наказание). 

Здесь мы сталкиваемся с нарушением последнего, 7-го принципа из семи Заповедей сынов Ноя или «Ноева Кодекса», согласно которому решение любых спорных вопросов возможно только через справедливый суд. А любая попытка обойти закон и устроить самосуд ведет к развалу государства и распаду общества.

Пока не придет Мессия, далекий потомок царя Давида, который будет не только великим мудрецом и учителем, но и справедливым судьей, и установит долгожданный мир. И это будет не только «Рай на земле», но прежде всего, торжество закона и справедливости для всех без исключения!

Примечания

*) Основной свод закона – «Мишна» начал активно разрабатываться в 4 веке до н.э., а окончательно был отредактирован и записан во 2-м веке н.э. Первый Кодекс, имеющий уже вполне современный вид, был составлен Маймонидом (12 век, Испания – Земля Израиля), хотя в его основе лежат труды мудрецов предыдущих поколений.

Просмотров - 1549