04:33
среда, 27 ноября

Право на самосуд или Пугачевское восстание

Автор: Довид Карпов, 10.07.2013 в 10:20

В России очередной конфликт с национальным подтекстом, и опять в роли обвиняемого выходец с Кавказа.
Жители города Пугачев в знак протеста перекрыли федеральную трассу Волгоград-Самара. Судя по фотографиям с места событий, в акции участвуют более 1000 человек. Волнения в Пугачеве начались после похорон недавно демобилизовавшегося десантника Руслана Маржанова, который был убит выходцем из Чечни в кафе в ночь на 6 июля. Уже на следующий день на главной площади Пугачева собрались несколько сотен человек, которые требовали мести родственникам подозреваемого. Представители власти уговорили толпу разойтись, однако на следующий день беспорядки продолжились.

«И увидел Пинхас сын Элазара (Финеес, сын Елеазара), сына Аарона-священника (надругательство над верой со стороны Зимри сына Салу, главы колена Шимона) и восстал из общины и взял копье в свою руку»
(«Числа», 25:7)

В России очередной конфликт с национальным подтекстом, и опять в роли обвиняемого выходец с Кавказа. И хотя все, кто имеют непосредственное отношение к трагическому эпизоду, в том числе, отец погибшего, настаивают на бытовой версии, все равно «народ» жаждет мести. Ситуация грозит выйти из-под контроля и вылиться в элементарный самосуд. И хотя ответ очевиден, давайте все-таки разберемся, насколько это правомочно.
Мы уже писали, что последняя заповедь из семи общечеловеческих «Заповедей сынов Ноя» или «Ноева Кодекса» провозглашает абсолютный приоритет закона, в частности - обязанность поддерживать закон и порядок в обществе. Это означает, что любой спорный вопрос (а тем более, когда речь идет о насилии и преступлении против личности), необходимо решать исключительно в суде, в соответствии с существующим нормами. В нашем случае самосуд означает грубое нарушение этой заповеди, а значит, автоматически является греховным делом, даже если его цель – отстоять справедливость (естественно, в нашем же понимании). Казалось бы, это азбучная истина. Но вот мы открываем Тору/Библию (а именно – 4-ю книгу «Числа»), и находим там пример … самосуда! И это среди древних иудеев, которые все века слыли законниками и буквоедами! Речь идет о Пинхасе (он же Финеес, сын священника Елеазара), который собственноручно поразил нечестивцев во время соития копьем, как сказано («Числа», 25:8): «И вошел Пинхас/Финеес вслед за Израильтянином в спальню, и пронзил обоих их: Израильтянином и женщину во чрево ее, и прекратился мор среди сынов Израиля».
Кончено, можно сказать, что Пинхас поступил правильно, когда линчевал грешников (*), которые предались блуду на глазах у честного народа, что было воспринято всеми, как плевок в лицо всей общине. Но ведь при всем том это был банальный самосуд, а Пинхас, хотя и был священников, вовсе не был судьей или законоучителем. Тем более, что при этом присутствовали высшие авторитеты: Моисей и Аарон, которые промолчали и не дали на этот счет никаких распоряжений?
Удивительно, что в дальнейшем сам Г-сподь Б-г оправдывает жестокий, но справедливый поступок Пинхаса, и в знак награды за то, что он «отвратил гнев Б-жий» от народа, даже заключает с ним «завет мира», как сказано (25: 12): «Посему скажи: вот Я заключаю с ним Мой завет мира».
Как же следует понимать этот эпизод? И не дает ли он право сегодняшним «ревнителям веры» и «борцам за справедливость» поступать подобным образом?
Слава Б-гу - нет, скорее - наоборот. Из традиции мы знаем, что этот Пинхас был праведником, человек исключительно внутренней чистоты и искренности, который ревновал за Б-га. В его действиях не было «ничего личного» - лишь горячее желание остановить позор. И тем не мене, его решительный поступок нашел оправдание только затем, чтобы мы знали, что это был исключительный случай, а не вовсе предмет для подражания. Если кто и решится позволить себе подобное – то только тот, кто может претендовать, что он не меньше праведник, чем ветхозаветный Пинхас, что им движут исключительно чистые помыслы, и в его поступках нет ничего личного, а тем более, жажды мести. И еще, если он уверен, что Творец задним числом одобрит его действия. 
Но пока среди нас очевидно нет людей такого уровня праведности, мы должны следовать законам Сынов Ноя и решать все конфликты через суд, как того требует Тора, выполняя тем самым одну из Семи заповедей. Ведь ответное насилие в ответ на убийство и насилие – точно такое же преступление. Если, конечно, следовать библейской морали и законам Торы.
А тем горячим головам, которые утверждают, что в такой ситуации нельзя сидеть сложа руки и надо немедленно действовать, можно напомнить ироническое замечание Ребе.
Когда загорелся дом, безусловно, не следует мешкать: надо брать все, что попадет под руку, и срочно тушить пожар. Но даже в такой отчаянной ситуации не рекомендуется тушить пожар с помощью … канистры с бензином! «Пожар» в нашем многонациональном доме, коим является Россия – не исключение.

*) «Суд Линча» - убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия, обычно уличной толпой.

Просмотров - 1533