07:45
среда, 27 ноября

Борьба с зеленым змием или Смертью смерть поправ

Автор: Довид Карпов, 18.06.2013 в 13:56

Откуда взялся известный медицинский символ.
«Уж если я чего решил –
Так выпью обязательно!
Но к этим шуткам отношусь
Я очень отрицательно»!
(Из песни Высоцкого)

«Изготовь себе змея медного, и установи его как знамение» («Числа», 21:8)

«Клин клином вышибают» и «подобное лечат подобным» – эти немудреные истины мы усвоили еще с детства. Если следовать этому «доброму» совету, то что можно предложить человеку после вчерашних обильных возлияний? - конечно, опохмелиться. Короче, извечная российская забава: неравная борьба с «зеленым змием». И откуда он только взялся? Конечно, из Писания! Там этот персонаж встречаем, по крайней мере, два раза, причем один раз – в нашей недельной главе.
Когда израильтяне были в пустыне, Всевышний наслал на них ядовитых змей, как сказано («Числа», 21:6): «И наслал Господь на народ змей ядовитых 
змей ядовитых (жгучих). (Названы так) потому что они сжигают человека ядом своих зубов. (Раши)
, и они кусали народ 
и жалили народ. Пусть же змей, (некогда) покаранный за злоречие, покарает распространяющих злоречие. Пусть же змей, для которого все виды (пищи) имеют один вкус (вкус земли; см. В начале 3, 14), покарает неблагодарных, для которых одно (ман) принимает вкус многих яств (см. Раши к 11, 8) [Танхума]. (Раши),
и умерло много народа из сынов Израиля». Но потом Всевышний уже в качестве «лекарства» велел Моше изготовить … тоже змея, только медного, и установить его на шесте в качестве штандарта (21:8): «Сделай себе змея, и помести его на шест
על נס. На шест, который называется perche на французском языке. И подобно этому "и как стяг на холме" [Йешаяhу 30, 17]; "вознесу мой стяг" [там же 49, 22]; "поднимите стяг" [там же 13, 3]. А потому что он высоко поднят (и служит) знаком и символом (чего-либо), называется נס, вознесенное ввысь (см. Раши к Имена 20, 17). (Раши)
, и будет: всякий укушенный
всякий укушенный. Укус собаки или осла также причинял вред, и (человек), ослабевая все больше и больше, угасал; однако змеиный укус умерщвляет быстрее. Поэтому здесь сказано: "и увидев его, взглянув на него" - одного взгляда (достаточно для исцеления). А в случае змеиного укуса сказано: "и было, если укусит змея человека, то посмотрит и т. д. ", ибо змеиный укус не исцелялся так быстро, но лишь при условии, что (человек) всматривался сосредоточенно. Наши мудрецы говорили: "Но разве (медный) змей умерщвляет или сохраняет жизнь? Однако (понимать следует так:) когда сыны Исраэля устремляли взор ввысь и подчиняли свои сердца своему Отцу небесному, они исцелялись; а если нет - угасали" [Рош hа-шана 29 а]. (Раши) 
, увидев его, останется жив».
сделай себе змея Изображение змея, из-за укуса которого все тело человека начинает гореть изнутри, должно быть сделано из меди (Ибн Эзра). (Сончино)
Вот этот медный змей и стал впоследствии прообразом международного медицинского символа: змеи, которая обвилась вокруг чаши.
Но разве сам по себе змей, тем более - медный, способен умерщвлять или даровать жизнь? Конечно же, нет! Просто, вид медного змея пробуждал израильтян к раскаянию, а уже Всевышний, видя это, посылал раскаявшемуся исцеление. А если нет – то змеиный яд делал свое дело. Таким образом, возникла парадоксальная ситуация: змей умертвлял, и он же … исцелял!
Но если быть точным, умерщвляет не сам змеиный яд, а … грех. И источником греха, а на самом деле - всевозможных соблазнов, которые и ведут к греху, был древний Змий, который в свое время искушал первых людей - Адама и Хаву (Еву). Именно он вложил в наши души «яд», но иного другого свойства: яд искушение и склонность к греху и пороку. Поэтому укус змеи можно сравнить с искушением (укусить = искусить), которое отравляет наше существование, как капля змеиного яда, проникшая в организм.
Но Всевышний, который суть Благо, не способен творит Зло, поэтому Он же даровал нам исцеление, заложив в нас способность даже такой «яд» в конечном итоге становиться «целебным»: это способность к раскаянию, которое полностью устраняет действие греха, а порой способно прошлый грех даже превратить в … заслуги. Неслучайно, Тора называется «Древом жизни» для всех, кто «за нее держится» - т.е. следует ее заповедям, как сказано в самой Торе («Левит», 18:5): «Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жив ими, Я - Г-сподь». И она же называется «целебный эликсиром», который способен излечить тело и исцелить душу. Пока не придет царь-помазанник (машиах) - мессия из рода Давида, и не смерть и болезни не будут изгнаны с земли навеки!

Просмотров - 1446