«… Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего, Я - Г-сподь» («Левит», 19:16)
Как всегда мы убеждаемся, что Тора – это сама жизнь, надо только уметь читать, - нет, не между строк, а скорее вчитываться в тот смысл, который скрыт внутри самих слов Писания. Хотя на самом деле в тексте Торы пространство «между строк» - тоже часть Б-жественой мудрости.
Мы читали в недельной главе о гибели двух братьях Аарона, которые «принесли чуждый огонь», который в результате «пожрал их», как сказано («Левит», 10:2): «И вышел огонь от Г-спода, и пожрал их, и умерли». А в это самое время в далекой Америке два других брата - Царнаевых тоже принесли «чуждый огонь» - совершили теракт, в результате которого погибло трое, и пострадало около двух сотен человек. Но главное совпадение конечно не только в этом. Поступок двух праведных сыновей первосвященника Аарона и их трагическую гибель, если и можно сравнивать с жестоким преступлением, то только с обратным знаком, как учит нас древняя мистическая традиция: зло и скверна есть обратное, зеркальное отображение святости.
Но вот что по-настоящему удивительно. В той же самой главе упоминается заповедь «любви к ближнему», которая стала одним из наиболее узнаваемых религиозных «брендов», как сказано («Левит», 18:19): «… Возлюби ближнего своего, как самого себя» (*). Хотя подавляющему большинству эти слова, безусловно, знакомы, но, думаю, мало кто задумывался над их истинным смыслом: кто такой этот самый «ближний», что означает «любить его, как самого себя», и как это вообще возможно. Тем более, еще меньше тех, кто воспринимает эти слова из Писания, как руководство к действию. Об этом нам еще предстоит разговор.
Но вот просто факт: оставшийся в живых террорист Джохар Царнаев был определен в … еврейский частный госпиталь - Медицинский центр «Бейт Исраэль», поскольку он считается одним из лучших в Бостоне, и там шансы на выздоровление тяжело раненного террориста наиболее высоки. При этом, подозреваемый (пока формально он имеет такой статус) будет получать, в соответствии с мусульманской традицией, халяльную еду, хотя и остается под усиленной охраной прикованным к койке.
Финиш традиционного Бостонского марафона (и всей западной политики) оказался символичным: американцы пожали плоды своей избирательной и двуличной борьбы с международным терроризмом и его представителями, которых они до сих пор делят на «хороших» и «плохих». Оказывается, хотя и сказано про «пришельца» (каким являлись братья Царнаевы в США), что (19:33): « И когда будет жить у тебя пришелец в земле вашей, не притесняйте его», это правило относится далеко не ко всем иммигрантам, а лишь к тем, кто хочет «жить» по законам той земли, которая его приютила и приняла к себе.
А американцам мы выражаем свое искреннее сочувствие, и желаем не быть равнодушными «к крови ближнего твоего», где бы она не пролилась: в России, Израиле или Соединенных Штатах, как сказано (19:16): «… Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего, Я - Г-сподь».
*) Следует уточнить, что эти слова из Торы (Ветхого Завета), наряду с другими похожими предписаниями, например, запретом «оставаться равнодушным к крови ближнего твоего», «испытывать вражду к брату своему в сердце своем», равно, как и запретом «мстить» или «таить злобу» - являются частью еврейской Традиции, которая существовала примерно за тысячу лет до возникновения христианства
Просмотров - 1433