06:24
воскресенье, 28 июля

А судьи кто?

28.08.2012 в 10:38

«Ты же устранишь пролитие невинной крови из среды твоей, если делать будешь справедливое в глазах Г-спода».

«Судей и стражников поставь себе во всех вратах твоих (…), чтоб судили они народ судом праведным» («Второзаконие», 16:18)

На прошлой неделе (намедни) общественное внимание было приковано сразу к нескольким громким судебным процессам. Это и приговор трем девушкам из «Пусси Райт», и ряд дел, связанных с убийствами. Среди них такие матерые убийцы, как Брейвик и Цапок, на чьей совести не одна загубленная жизнь (очевидно, что в данном случае речь идет о предумышленном убийстве). Многие ждали приговора Мирзаеву, которому инкриминируют убийство по неосторожности, но судья направил дело на дополнительную экспертизу. И, наконец, непредумышленное убийство, которое, по предварительной информации, совершил иеромонах отец Илья во время ДТП.

Удивительно, но практически во всех этих случаях общественное мнение ставит под сомнение объективность суда и справедливость судебного решения. И именно о том же мы читаем в Торе, в нашей недельной главе, которая называется «Судьи».

В самом начале говорится о необходимости создания справедливого суда - одной из первейшей коллективной обязанности, как сказано (16:18): «Судей и стражников поставь себе во всех вратах твоих (…), чтоб судили они народ судом праведным». Как мы уже писали, обязанность поддерживать закон и порядок в обществе является седьмой из семи заповедей потомков Ноя. «К справедливости, к справедливости стремись», - призывает Тора и тут же предупреждает, как будто обращаясь к нашим судьям (16:19): «Не криви судом, не лицеприятствуй, и не бери мзды…».

Древние СИЗО

Удивительно другое: дальше в главе говорится о так называемых специальных городах-убежищах (фактически, аналог нашего СИЗО, хотя более гуманный), куда может скрыться от кровного мстителя человек, совершивший непредумышленное убийство. Там он остается в неприкосновенности до суда, который должен определить меру его вины и вынести окончательный приговор.

При этом Тора различает случаи предумышленного и неслучайного убийства, как сказано (19:4): «…Кто убьет ближнего своего без умысла, не будучи врагом ему ни вчера, ни третьего дня». Отдельно упоминается случай удара кулаком. Сказано, что если один «ударит другого рукой по вражде, и тот умрет», то в этом случае он считается убийцей и заслуживает сурового наказания. Но может быть и иначе, когда «нечаянно, без вражды толкнул он его... без какого-либо злого умысла». В этом случае «общество должно спасти такого невольного убийцу», т. е. оправдать. Если же приговор неясен, то дело надо отправить на… доследование, а сам обвиняемый в это время остается в том самом древнем аналоге СИЗО - городе-убежище. Но если кто «будет врагом ближнему своему и будет подстерегать его, и восстанет на него, и убьет его до смерти» (19:11), то такой человек не заслуживает снисхождения, он должен быть наказан самым суровым образом. И такие случаи, к сожалению, нам тоже известны.

Умыть руки

А в самом конце главы описывается ситуация, когда найден убитый, но при этом неизвестно, кто убил его. В этом случае Тора требует от руководителей народа и его лидеров - «старейшин и судей», чтобы они чувствовали свою прямую ответственность за случившееся. Они должны продемонстрировать, что «их руки не проливали этой крови, глаза их не видели этого преступления». Другими словами, что они даже косвенно не причастны к тому, что произошло.

И все же, принципиально переломить ситуацию в стране и обществе может только справедливый суд, благодаря которому Всевышний устранит в будущем «невинную кровь», как сказано (21:9): «Ты же устранишь пролитие невинной крови из среды твоей, если делать будешь справедливое в глазах Г-спода».

Просмотров - 1315