Всем известен ставший историческим анекдотом ответ Н.М. Карамзина русским эмигрантам на вопрос: «Что происходит на родине?» – «Воруют». Имелись в виду взяточники и стяжатели. Вот и на прошлой неделе общественность активно обсуждала открытое письмо известного отечественного рок-музыканта Андрея Макаревича президенту страны, в котором еще раз напоминалось об «откатах» и беспрецедентном росте коррупции в стране. В ответ Путин посоветовал ему написать второе письмо – на этот раз адресованное бизнес-сообществу. Обмен репликами произошел, но проблема осталась.
Подкуп должностного лица во всех законодательствах мира считается тяжким преступлением. А что касается России, то у нас коррупция стала едва ли не главным национальным бедствием. Конечно, Тора запрещает брать подкуп или мзду, и особенно это касается судей (но не только), как об этом сказано в главе, которую мы читаем («Второзаконие», 16: 19): «Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды…».
Воруй, но знай меру!
Сегодня редкий политик или чиновник упустит возможность обличить коррупцию и заявить о своей готовности бороться с этим вселенским злом: «Я мзды не беру – мне за державу обидно». Однако на этот счет есть и другая точка зрения, которую отражает «народная мораль»: «Что охраняем, то и имеем»; «Все вокруг колхозное – все вокруг мое» и т. д. А что говорит по этому поводу Тора?
Оказывается, в некоторых случаях Тора снисходительно относится к работнику, позволяя ему, например, во время сбора хозяйского урожая беспрепятственно кушать виноград. Однако это право имеет и свои четкие ограничения: класть его работник должен только в хозяйскую, а не в свою корзину («Дварим», 23: 25): «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть виноград, сколько душе твоей угодно, досыта, а в корзину свою не клади». То же касается и жатвы.
Традиция признает, что здесь речь идет об откровенной уступке Писания человеческим слабостям, когда искушение столь велико, что обычный человек не в силах противостоять соблазну. Поэтому Тора дает возможность хозяину сделать эту маленькую уступку своему работнику, как бы негласным образом включив в договор найма это право немного (но в разумных пределах) подворовывать.
Таким образом, работник получает небольшие преференции (вроде бесплатной путевки от профсоюзов), но связанные с его прямыми обязанностями, при условии, что он не обогащается за хозяйский или государственный счет – «не кладет в свою корзину» и не наносит этим ущерба учреждению или предприятию.
Ну, а если уж человек считает, что он «пашет как вол» и ему «по справедливости» полагается небольшая «компенсация» за его «рабский труд», то тут остается лишь привести другие слова Торы на эту тему (25: 4): «Не заграждай рта быку, когда он молотит». Похоже, в этом находят себе оправдание все коррупционеры, прихлебатели и расхитители государственной собственности.
Взятка… Б-гу!
А пример мы должны брать с Г-спода Б-га, который, как известно, «не лицеприятствует и не берет мзды» (10: 17). И все же иногда, оказывается, можно «подкупить» и самого Творца, вот только взятка эта не совсем обычная. Просто попытаться искупить грехи, совершив «взамен» много добрых дел, не получится – такую «взятку» Творец не возьмет. Зато наше искреннее раскаяние и слова молитвы будут приняты благосклонно. А еще… деньги, которые получают от нас нуждающиеся в качестве подаяния, могут изменить строгий приговор «наверху». Эх, побольше бы в России таких «взяток»!
Просмотров - 1841