Как мы видим из последних событий, в наше время мало кто готов следовать правилу «если тебя ударили по правой щеке, подставь левую». Скорее мы склонны действовать по принципу «око за око». Но проблема остается: как относиться к неприятностям и невзгодам, которые неизбежно присутствуют в нашей жизни? И надо ли «подставлять левую щеку»? И кому, как не евреям, которые всю жизнь попадают в подобные ситуации, знать ответ на этот сакраментальный вопрос?
А вот как раз и подходящий повод: недавно во всех иудейских общинах мира отмечали день скорби по Иерусалимскому храму, который был разрушен римлянами почти две тысячи лет назад. С того момента наш народ оказался в изгнании и до сих пор скитается среди других народов. В свое время разрушение Храма (правда, первого, а не второго) побудило пророка Иеремию написать проникновенный текст – плач по утраченному Храму. Именно там и выражение, вынесенное в заголовок (3: 30): «Пусть подставит он бьющему свою щеку – досыта вкусит позора».
Да, тогда еврейский народ получил оплеуху (звон от которой слышится до сих пор) от … Г-спода Б-га! Но далее следуют совсем другие слова, которые вселяют надежду (3: 31): «Ибо никогда не покинет Г-сподь тех, кто полагается на Него». Как же так: Всевышний посылает нам испытания, Он «забирает» у нас величайшую святыню (пусть и руками римлян), а мы продолжаем на Него полагаться?!
Далее в самом тексте дается намек на возможное объяснение, когда пророк советует искать причину… в себе самом (3: 40): «Исследуем пути наши, исследуем и обратимся к Б-гу». Другими словами, причина наших невзгод – в нас самих, поскольку от Г-спода никогда не исходит зло (3: 38): «Из уст Б-жьих не исходит добро и зло».
Но ведь мы сплошь и рядом наблюдаем зло! Как же это объяснить? Все дело в несовершенстве нашего восприятия. Когда с человеком случается (не дай Б-г!) несчастье, он прежде всего должен сказать себе: «Из уст Всевышнего не исходит ни дурного, ни блага». Само происшествие – это только видимая оболочка, а уже мы сами своим неправильным отношением к происходящему и своими поступками обращаем то, что послал нам Всевышний, либо во благо, либо (не дай Б-г!) в его противоположность.
Таким образом, «бьющий», которому я должен «подставить щеку», – это сам Творец, даже если реально ущерб был нанесен вполне конкретным лицом. И поэтому я должен «подставить щеку», то есть принять эти испытания как должное: ведь если их посылает мне Творец – они тоже исходят «из Его уст», – следовательно, это скрытое благо. Но в чем может состоять благо? В указании на то, какой во мне имеется духовный изъян и что я должен в себе исправить. По сути все эти испытания (а они тоже исходят «из Его уст») – «горькое лекарство», необходимое мне для выздоровления. Они побуждают нас к раскаянию – в этом и заключается скрытое в них благо. И когда я, образно говоря, «подставляю щеку», я уверен: Он никогда меня не ударит во второй раз. Более того, я показываю, что раскаялся и что-то изменил в себе. Поэтому сказано в самом конце «Плача» (5: 21): «Возврати нас, Г-споди, и мы вернемся к Тебе, обнови наши дни, как прежде».
И все же мы желаем, чтобы Всевышний посылал нам не испытания, а открытые благословения! Ну, а что касается «непротивления злу», то с точки зрения Писания это вообще аморальный принцип. Назначение человека в нашем мире как раз и состоит в том, чтобы активно противостоять злу и способствовать раскрытию Б-жественного замысла, а если придется, то и с оружием в руках, если угроза исходит от врага, поскольку мы живем не в идеальном, а в материальном мире.
Из житейской мудрости «Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую – челюсть встанет на место».
Просмотров - 2313