Мы не кровожадные люди, а Писание неоднократно призывает к милосердию. И все же иногда Тора выражается достаточно категорично и требует без сожаления покарать преступника. Это бывает в тех случаях, когда речь идет о высших ценностях: о святых вещах и человеческой жизни. А вот как раз новый трагический повод: целая череда терактов – в Казани, Болгарии, Дамаске и в США.
Любое убийство уже само по себе отвратительно, ибо невинная кровь «развращает землю»: ведет к падению нравов и обесцениванию человеческой жизни. Но тут мы сталкиваемся с еще одним опасным явлением. Жестокое и хладнокровное убийство священнослужителей в Казани (к тому же накануне священного месяца Рамадан, который призывает к примирению), гражданских лиц в США и Болгарии и государственных чиновников в Дамаске следует однозначно признать тяжким преступлением. Однако в нашем извращенном мире все не так просто и однозначно. И то, что для одних является гнусным преступлением, для других становится подвигом «во имя веры» и заслуживает не порицания, а похвалы. Американские официальные лица посчитали террориста-самоубийцу, устроившего взрыв в Дамаске… «мучеником, который погиб за правое дело» свержения ненавистного кровавого режима. Очевидно, что и теракт в Казани вызвал ликование среди ваххабитов, а гибель израильских туристов в Болгарии, можно не сомневаться, была встречена одобрением многих в мире.
Что делать, таково наше общество, в котором смещены и деформированы все фундаментальные представления о добре и зле. Но для этого и существует Писание, в котором даются единые нравственные критерии для всех людей, независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания - это семь заповедей сынов Ноя. Удивительно другое: как раз об этом говорится в недельной главе, которую мы изучали в то время, когда и случились все упомянутые теракты.
Традиция выделяет непредумышленное убийство и убийство по неосторожности, когда человек действовал без вражды. В этом случае он может рассчитывать на снисхождение, и община должна предать его законному суду, который и рассудит, как с ним следует поступить по Закону. Более того, предусмотрены так называемые города-убежища, куда мог бы скрыться такой невольный убийца, чтобы избежать мести со стороны родственников погибшего.
Но если убийца действовал осознанно и вполне отдавал отчет в своих действиях, то он не может откупиться: «не берите выкупа за душу убийцы», он не заслуживает прощения, а должен быть наказан по закону, как сказано (35:30): «Если кто убьет человека, то убийцу должно предать смерти по свидетельству свидетелей». Это единственный способ исправить ситуацию, потому что (35:33) «земля не искупится от крови, пролитой на ней, разве только кровью пролившего ее».
Мы верим, что всех преступников ждет справедливый суд и заслуженное наказание. И если они сумеют избежать земного суда, то все равно не уйдут от небесной кары. Так будет, пока на земле не установится царство закона и справедливости.
Просмотров - 1759