Участие евреев в революции - отдельная тема. Но если речь идет конкретно о религиозном еврействе (а именно иудеи составляли большую часть еврейского населения России в начале ХХ века), то приходится признать, что после революции они подвергались гонениям наравне с представителями всех других религий. Более того, тогда же была создана так называемая Евсекция (еврейская секция) при ВКП(б), ее активные члены - главным образом евреи-коммунисты - громили синагоги и ешивы, избивали раввинов и прочих «работников культа». Это парадокс истории: одни евреи (подавляющее меньшинство) «делали революцию», а другие (абсолютное большинство) в результате подвергались гонениям и преследованиям.
Но этого коммунистам было мало: они хотели изменить самосознание народа, оторвать его от духовных корней, привить ему атеистическую идеологию, чтобы воспитать нового «советского человека». А для этого было необходимо, чтобы представители всех крупных религиозных направлений официально «признали» советскую власть и, главное, отказались от религиозного воспитания и образования молодежи. Когда дело дошло до иудейской общины, советская власть неожиданно столкнулась с глухим сопротивлением со стороны Любавичского Ребе, Йосефа-Ицхака Шнеерсона, общепризнанного духовного лидера религиозного еврейства России.
Долго такое продолжаться не могло. И вот наступило время «Ч»: в ту страшную ночь (весной 1927-го) было арестовано несколько сотен религиозных деятелей, и среди них - Ребе, который был брошен в Шпалерную тюрьму в Ленинграде. Началась незримая борьба: с одной стороны - пожилой, больной человек, раввин, с другой - безжалостная машина ГПУ-НКВД, которая перемалывала души и судьбы. Этой дьявольской, разрушительной машине Ребе мог противопоставить только твердость веры и несгибаемую силу духа. Он не пошел даже на малейшие уступки, отстаивая свою позицию, и в конце концов его вынуждены были (пусть и не сразу) отпустить. День этого чудесного освобождения Ребе мы отмечаем на этой неделе.
Вначале ему грозил расстрел за «контрреволюционную деятельность», потом десять лет ссылки на Соловки (что фактически означало смертный приговор). В конце Ребе был сослан на три года в Кострому, но в том же году осенью он был выдворен из Советского Союза, что спасло ему жизнь.
Ребе не был диссидентом, он не боролся с коммунизмом или советской властью - он просто отстаивал право каждого еврея оставаться самим собой, быть иудеем и вести традиционный, религиозный образ жизни. И сегодня мы видим, что Ребе победил!
После своего освобождения Ребе писал: «Мы должны помнить, что тюрьмы и советская власть не вечны, а ГПУ не всесильно. Воля Творца пребудет вовек, а вера ломит и железо!». Вот лишь один эпизод из короткой, но полной событий истории его ареста.
Один Б-г и два мира, или Игрушки патриотов
Ребе регулярно водили на допросы, которые вели два следователя-еврея. В какой-то момент один из них, раздраженный упорством Ребе, выхватил наган и поднес его к лицу со словами: «Смотри! Эта игрушка заставляла многих менять свои убеждения!» (весь разговор шел на идиш). На это Ребе, не потеряв самообладания, спокойно ответил (очевидно, намекая на своих мучителей, отошедших от веры отцов): «Эта игрушка может испугать тех, у кого много богов и один мир. Но тот, для кого есть только один Б-г и два мира: этот и Грядущий, - она напугать не может». Ребе сказал это с такой убежденностью в своей правоте, что даже следователь ГПУ отступил и убрал свою «игрушку» в кобуру.
Просмотров - 1978