Россия. Россия заявляет украинской стороне протест в связи с многочисленными фактами обстрела российских погранотрядов на границе. На днях один человек погиб, а двое были ранены в результате попадания выпущенного со стороны Украины фугаса в жилой дом в городе Донецк (Ростовской области).
В ночь на 12 июля украинская армия обстреляла Марьинку – пригород Донецка, где находятся отряды ополченцев. Жертвами обстрела стали тридцать мирных жителей.
Израиль. Палестинские группировки продолжают массированные ракетные обстрелы территории Израиля. За последнюю неделю по Израилю было выпущено несколько сотен (!) ракет разного типа. Аналогичный обстрел ведется террористами со стороны Ливана. Несколько ракет было перехвачено в небе над Тель-Авивом.
Время действовать
«И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою» («Числа», 25:7)
«И каждый думал о своей,
Припомнив ту весну,
И каждый знал — дорога к ней
Ведет через войну...»
(М.Исаковский, «В лесу прифронтовом»)
Наверное, для каждого разумного человека нет более желанного слова, чем слово: «мир» *). Бытует даже такая житейская мудрость: «Худой мир лучше доброй ссоры». Но древние римляне говорили иначе: Si vis pacem, para bellum. Другими словами: «Хочешь мира - готовься к войне». И это вполне созвучно тому, о чем мы читали в недельной главе (книга «Числа», гл.25).
Мы уже не раз находили подтверждение тому, что события недели всегда внутренним образом связаны с содержанием недельной главы в Торе (Пятикнижие). И вот мы недавно как раз читали о мужественном поступке Финееса, сына Елеазара (Пинхаса бен Элазара), который увидел, как на глазах у всего честного народа некто Зимри, глава семейного клана из колена Шимона (Симеонова) уединился с мидьянкой, чтобы предаться блуду. Пинхас не стерпел такого надругательства над верой, и хотя сам глава народа - Моисей не предпринимал в связи с этим никаких действий, он решил действовать самостоятельно. В порыве праведного гнева он смело взял копье, зашел с ним в шатер, и поразил обоих прелюбодеев на месте.
Вы скажете: самосуд, варварство и неоправданная жестокость? Может быть и так – не буду спорить. Но вот неожиданный результат этой «жестокости»: моровая язва или поражение, которая перед этим разразилась в стане, как Б-жья кара свыше за разврат с мидьянскими женщинами, неожиданно прекратилась (хотя до того уже успело умереть более двадцати тысяч израильтян). Но главное, что в результате сам Творец одобрил решительный поступок Пинхаса, который «ревновал за Г-спода». А потому Всевышний даровал ему «вечное священство», и заключил с ним … «Свой завет мира», как сказано (25:12): «И Г-сподь сказал Моше, говоря: Посему скажи: вот, Я дарую ему Мой завет мира». Удивительный результат: публичная, жестокая расправа с грешниками привела к истинному миру и согласию внутри еврейского народа, и прощению со стороны Творца! Важно также то, что на тот момент, по свидетельству Писания, это был единственный верный выбор в создавшейся ситуации, который мог отвести гнев и восстановить мир.
Но вернемся от событий недельной главы из Писания (Торы) к нашей действительности, поскольку на той недели в реальной жизни происходили не менее трагические и кровавые события.
На Украине, после того, как ополчение оставило Славянск, украинские военные силы стала стягивать кольцо вокруг Луганска и Донецка, начался планомерный обстрел городов, причем некоторые снаряды и мины, случайно (а скорей всего - преднамеренно), нет-нет, да и залетают и на российскую территорию. И в это же время, как под копирку, начался активный обстрел территории Израиля палестинцами со стороны Сектора Газа и Ливана, причем за это время террористы успели выпустить несколько сотен (!) ракет разных типов. Там – Правый сектор, здесь – Сектор Газа, а результат один: гибнут мирные жители.
Опять Россия и Израиль невольно оказались, если не в «одной лодке», то, по крайней мере, в схожей политической и военной ситуации. В обоих случаях общественность и политические элиты двух стран активно обсуждают главный вопрос: начинать активные военные действия, или ограничиться протестами и возмущенными заявлениями? Все-таки военная операция - это слишком рискованный шаг с трудно просчитываемыми последствиями.
И тут нам на помощь приходит недельная глава, в которой описывает сложный нравственный выбор, с которым столкнулся герой этой главы Пинхас: «Тварь я дрожащая», которая безвольно наблюдает гибель и страдания близких людей и сограждан, или «право имею» применить силу и покарать преступника? Впрочем, более трех тысяч лет назад Пинхас своим мужественным поступком уже дал ответ на этот вопрос.
Путь к миру
«И Г-сподь сказал Моисею, говоря: Посему скажи: вот, Я дарую ему Мой завет мира» (25:12)
«Хочешь мира - готовься к войне»
(Si vis pacem - para bellum)
Мы вовсе не жаждем крови, и согласны, что мирное разрешение конфликта всегда предпочтительней. И все-таки приходится признать: бывают ситуации, которые имеют исключительно военное, а не дипломатическое решение, когда только решительные силовые действия могут принести ощутимые плоды, и … установить мир. И этому нас учит пример мужественного поступка Пинхаса из нашей недельной главы.
Нечто подобное происходит сегодня на юго-востоке Украины и в Израиле, когда под обстрел попадает мирное население, в том числе женщины и дети, и уже есть жертвы. Сегодня обе наши страны - Россия и Израиль стоят перед серьезным политическим вызовом: реальная военная угроза, исходящая в одном случае со стороны палестинских террористических организаций, в другом – со стороны бойцов украинской Нацгвардии и боевиков «Правого сектора», - вынуждает применить силу. При этом руководство наших стран понимает, что мировое общественное мнение в любом случае будете на стороне их противников, и применение силы вызовет неизбежное осуждение со стороны мирового сообщества. Впрочем, это понимал и Пинхас, когда брал копье в руку. Причина была простая: он не мог спокойно смотреть, когда на его глазах святые вещи подвергаются поруганию и гибнут невинные люди.
И в этой ситуации все расчеты и оценки политических последствий отступают на второй план, потому что необходимо не рассуждать и взвешивать, а брать пример с Пинхаса. И если мы хотим немедленно «прекратить поражение в стане», восстанавливать справедливость и достичь прочного мира, то для этого есть только один путь - взять «копье» и действовать. А наградой, как нам обещает Писание, будет настоящий и прочный мир, как сказано (25:11): «Посему скажи: вот, Я заключаю с ним Мой завет мира».
Примечания *) Как известно, именно «мира» (шалом) мы желаем друг другу во время традиционного приветствия, когда говорим: «Мир вам»! (шалом-алейхем).
Просмотров - 1249