Как давно это было… Вначале в эфире Всесоюзного радио зазвучала песенка с незамысловатыми припевами не по-нашему «… лалели, лалели», а уже потом по-русски «…тюльпаны, тюльпаны». Вот так просто с безыскусной той песней, ставшей очень популярной, вошла в мир нашей эстрады румынская гражданка Алла Николаевна Баянова. Ни тогда, в шестидесятые годы, ни много позже радиослушатели почти ничего не знали о ней. Но голос певицы – чистый, необыкновенной силы и красоты не мог не покорить. Тем более он всегда звучал с лёгким французским прононсом, что добавляло приятного шарма исполнительнице.
Знакомство с Баяновой пришло к нам через уникальную авторскую передачу Виктора Татарского «Встреча с песней», которая и поныне звучит на радиоволнах, и которую, я это точно знаю, слушают многие жители Коломны. Но не всё тогда можно было поведать о прошлом и настоящем таинственной жительницы Бухареста. Она, ещё ребёнком уехавшая с родителями в эмиграцию после революции, после скитаний семьи на Ближнем Востоке, в Европе, оказалась, в конце концов, в довоенной Румынии. С малолетства она на сцене, чему содействовал её отец – сам замечательный певец. Ещё не миновав юного возраста, Алла уже становится известной исполнительницей русских и цыганских песен и поёт со сцены с такими блистательными певцами русской эмиграции как Пётр Лещенко, Александр Вертинский, Константин Сокольский.
В её жизни, если послушать рассказ самой Аллы Николаевны, было столько приключений и злоключений, что хватило бы с избытком на двоих или троих. Но то, что выпало не её долю – и славу, и трудности – она перенесла достойно и стоически. Вспомнить хотя бы обстоятельства её второго замужества, когда румынская служба безопасности в годы войны отправила молодую певицу в лагерь за колючей проволокой за исполнение русских песен. На счастье и удачу в неё, необыкновенно красивую и молодую влюбился, небедный румынский помещик и покровитель искусств, который приложил немало усилий, чтобы вызволить её на свободу.
Спустя годы, когда уже послевоенную Румынию возглавил Чаушеску, она стала невыездной. Её не пускали румынские власти даже в СССР, куда она с концертами впервые приехала лишь во второй половине семидесятых годов. Она искренне и давно стремилась вернуться в Россию. Она признавалась, что в её доме в Бухаресте радиоприёмник всегда был настроен на волны Московского радио, и она всегда с понятным интересом слушала его музыкальные и песенные передачи. В один из мартовских дней 1977 года она чудом осталась жива, когда случилось сверхмощное землетрясение, разрушившее множество домов румынской столицы, когда среди большого числа погибших и раненых оказались несколько её друзей и знакомых.
Лишь по прошествии лет давнее устремление Аллы Николаевны обратилось в явь. Она в конце восьмидесятых смогла, наконец, переехать в Советский Союз, в Россию, где ей выделили небольшую московскую двухкомнатную квартиру на старом Арбате, на четвёртом этаже одного из домов в Большом Афанасьевском переулке.
И вот тогда случился подлинный ренессанс песенной Баяновой. Она предполагала, но не ожидала такой всеохватной любви бесчисленных почитателей русского романса. А уж она-то была подлинной его королевой. Алла Николаевна объехала почти весь Союз с концертами и встретила такое изъявление благодарных чувств публики, какое она не знавала за все годы жизни за пределами своей Родины.
Большую часть жизни она творила среди людей другой культуры. Её знали, ценили, благодарили, но, по-видимому, она всегда ощущала или понимала, что твёрдую почву она обретёт только в России. Что, собственно говоря, и случилось.
Даже в последние два десятилетия засилья попсы, раскультуривания российского слушателя и зрителя, Алла Николаевна Баянова всегда находила тропу к сердцу любителей русского романса и потому в залах, где она пела, никогда не было свободных мест. У неё появились и уверенно заявили о себе в творчестве многие ученики…
Ровно год назад, 30 августа, она ушла из жизни. К счастью, нам осталось её песенное наследство – мы можем слушать её голос и наслаждаться. Но, как образно и точно подметил один писатель-философ про ощущения при чьей-то кончине – страницы в книге те же, но смысл её стал иным. Чтобы почувствовать смерть, мы должны представить себе часы, когда нам нужен ушедший. Именно тогда нам его и недостаёт… Представить себе час дружеского посещения. И почувствовать его пустоту. Вот так оно и есть с народной артисткой Аллой Баяновой. Спасибо ей за песни.
Просмотров - 1820