Именно о них, об общественных нравах, довелось вспомнить, когда в один из дней нынешнего лета, сел я в пригородный автобус на автовокзале в Голутвине. Пассажиры дисциплинированно, выстроившись в ручеёк, постепенно заполняли салон. После окончания рабочего дня близился вечер. С погодой было как у Маяковского: в сто сорок солнц закат пылал… Словом, избыток тепла в салоне поначалу ощущался явно. Но все форточки в боковых окнах и люки в потолке были открыты, и когда машина выкатила на окраину города и прибавила ход, то в нагревшийся салон ворвались волны встречного ветерка.
И здесь случилось то, что нередко бывает во «временном коллективе пассажиров» общественного транспорта. Ближе к левому борту стояли две товарки и о чём-то своём оживлённо беседовали. В какой-то момент одна из них протянула руку и закрыла форточку в окне. Реакция была незамедлительной. Кондуктор со своего кресла оговорила пассажирку – зачем, мол, вы закрыли форточку при такой жаре… Ответ был тоже быстрым. Пассажирка сказала, что её слишком сильно обдувает сквозняком и что она оплатила свой проезд и вправе ехать с удобством для себя.
Таким образом, спусковой крючок оказался спущенным. Через пару минут многие члены «временного коллектива» втянулись в содержательную дискуссию и быстро поделились на тех, кто был на стороне закрывшей форточку и те, кто были против. Но поскольку данное действие по закрытию окна не прописано в деталях на все случаи жизни в правилах пользования общественным транспортом, то разговор пассажиров в недовольной тональности быстро перетёк в критическую плоскость в адрес кондуктора. Весь смысл замечаний в этот момент теперь уже явного большинства свёлся к тому, что сам автобус был ни к чёрту негодным для перевозки людей. Сидячих мест мало, а люди вон с работы едут, везут с собой сумки из города в село с продуктами. Оно и правда. Попробуй, подступись нынче даже к простым товарам в сельских магазинах, где в округе даже петухи становятся редкостью. Цены не на проценты, а на десятки процентов выше, чем в райцентре! Вот и едут в Коломну на работу бывшие работники ферм и полей, тут же загородные пенсионеры – завсегдатаи более дешёвых городских торговых точек.
Можно было бы, наверное, не обратить особого внимания на этот весьма заурядный эпизод поездки. Но в какое-то мгновение я, грешным делом, не смог удержаться и тоже вступил в разговор. Но это было после того, как кондуктор стала отбиваться от замечаний пассажиров в свой адрес по характеристикам автобуса. Её аргументы были просты: неужели мне самой приятно ехать в дребезжащем автобусе? И разве от неё, от кондуктора, зависит качество выпущенной на линию отечественной машины?
Эти её возражения были высказаны, когда многие пассажиры «завелись» и стали вслух выражать своё неудовольствие оттого, что не на этом направлении, а на других маршрутах, дескать, ходят совсем другие машины с большим числом сидячих мягких мест, с кондиционерами, с занавесками на окнах. И так далее и тому подобное.
Конечно, было понятно, что не всегда есть смысл возражать «коллективному бессознательному», тем паче в автобусном салоне, где лично тебе никто незнаком. Но неправедность выявленного здесь и сейчас «общего» недовольства недостатком комфорта от конкретной услуги перевозки в тот момент была, по моему мнению, за пределами здравого смысла, и я не сдержался, да простит меня читающий эти строки. Решился и влез в разговор.
Начал со слов, которые мне показались тогда естественными. Прямо так и сказал: «Не знаю к кому тут лично обратиться и потому обращаюсь с прямым вопросом сразу ко всем – а кто здесь знает, сколько в нашей стране осталось автобусных заводов? Сколько из них работают и выпускают современные комфортные машины? Ответа очевидного, разумеется, я не ожидал и не дождался. А потому напомнил, что все автобусы, мягкие, удобные и с кондиционерами, которые ездят на других линиях, – все или почти все импортные, известных марок «Mercedes-Sprinter, MAN, Setra, Mercedes, Solaris… И чтобы их иметь нужна заплатить валютой. А чтобы её в свою очередь иметь надо более выкачать нефти или газа и продать… И посему все вопросы по качеству автобусов надо задавать тем, кто не может организовать производство комфортных автобусов, либо не хочет выделять валюту для покупки таковых за границей, а не кондуктору. Опровержений или возражений, честно сказать, не последовало.
Вот такой приключился разговор в общественном транспорте. Не соглашусь с тем, кто скажет, что подобное суждение вслух похоже на неуместное морализаторство. Отнюдь не так. На сей короткий спич меня подтолкнуло столь явное и очевидное смысловое противоречие, которое здесь просто более чётко обозначилось. Все мы – «люди-человеки» совершенно естественно хотим лучших условий всего и вся. Мы хотим есть здоровую пищу, учиться в современной школе, лечиться в хорошей больнице и пить по возможности не фальшивые лекарства. И, конечно, желаем мягко ездить, если не в отсутствующей личной машине, то, по крайней мере, в автобусе с «эр-кондишэнем» – как у них, там.
Повторяю, все эти и иные благочестивые желания, бесспорно, имеют право на излияния. Но существует и нечто другое – безжалостная реальность, которая, полагаю, известна всем или почти всем. И она, эта реальность, состоит в том, что огромное количество заводов и фабрик в нашей большой и богатой стране уничтожено, обанкрочено, продано и разворовано. Посмотрите на ближние примеры. На территории убитого завода тяжёлого станкостроения с мирового качества продукцией – уникальными станками и прессами, как на теле мёртвого кита, копошатся десятки мелких и покрупнее фирм и фирмёшек, что-то шьющих и сосущих. Взгляните на бывший богатейший совхоз «Сергиевский», разодранный на куски, где в рамках рыночных условий нынче организовано не высокорентабельное производство «экологически чистых» съестных продуктов, а выпущены-допущены лавины иных продуктов жидкого вида из переполненного навозохранилища прямо на сельские улицы, в ближние водоёмы. Поглядите из окна пригородного автобуса на запущенные и заброшенные поля, где на неисчислимых гектарах «колосится» сурепка.
Можно сделать обозрение и помасштабнее, за горизонтом коломенской земли. Там тоже не лучше обстоят дела. Зайдёшь в любой магазин. Глаза разбегаются от изобилия товаров. Китайских. Индийских. Европейских. Заокеанских. Приезжайте в тот же «Сергиевский». Там, в местных магазинах, как раз в эти дни любой может купить картошку из… Египта. А своего делаем мало или очень мало. А многое вообще уже не делаем. И хотя мы сидим, грубо говоря, в социально-экономической заднице, однако не прочь усесться этим самым местом в мягкое кресло и ехать в неопределённую будущность под лёгкое дуновение кондиционера. При полном, как говорится, наличии отсутствия оснований. Даже Емеле-дурачку не приходило в голову просить такое у щуки. И всё это мы, господи!
Просмотров - 1477