00:34
среда, 27 ноября

Дух и анти-дух

Автор: Яков Кротов, 22.10.2013 в 13:04

... откуда с первых же секунд существования христиан без Христа такая забота о помещении, о Храме, о синагогах?
Ио 4,23 «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». 

Перед этим Иисус говорит о том, что в споре самарян и иудеев о месте богопоклонения правда – на стороне иудеев. И после этого ультра-жесткого заявления – такая высокая нота? Но речь идет о смене всей системы координат в целом. Поклонение в Духе отличается и от поклонения в Иерусалимском храме, и от поклонения в храме Сихемском. Что объединяло самаритян и иудеев? Поклонение «в камнях», уверенность в том, что какие-то внешние формы необходимы? А христианство, следовательно – за бесформенность? Но откуда тогда с первых же секунд существования христиан без Христа такая забота о помещении, о Храме, о синагогах? 

Не помещение – анти-духовно. Духу противоположна не материя, духу противоположен анти-дух. То, о чем апостол Павел сказал, «духа не угашайте». Духотушитель – что это? Да как и антихрист, антидух – это дух господства. Не власти, а именно господства. Об этом антидухе Господь сказал, что вне Церкви старшие господствуют, а Церковь там, где старшие служат. Первые – последние. Богатые – бедные. И далее по списку заповедей блаженств. 

Репутация духовенства Иерусалимского Храма ко времени беседы Иисуса и самарянки была даже ниже репутации кремлевской религии. Ту все-таки силком нагнули, а первосвященники добровольно нагибались перед оккупантами в борьбе за господство между собою. Не за власть – именно за господство. Тем не менее, отмечает Иисус, Иерусалимский Храм – Дом Божий, а сихемский – в лучшем случае дача Божия. Но Дом Божий – это всего лишь Дом Божий, и то, что с ним связаны господство и борьба за господство не случайность. Дом Божий должен уступить место Телу Божию, и это дело и есть Дух. Не бесформенность – Дух есть именно то, что творит форму, без чего формы вообще не существует, а есть лишь формальность. И уж подавно не индивидуализм – нет Духа там, где душа замыкается в себе. Дух – Божий, формы – человеческие. Формы творчества, формы диалога, формы соработничества, формы любви, - вот что такое плоды поклонения Богу в Духе и Истине.

Просмотров - 1477