Под это даже теории подводятся – мол, критик (иногда скрывающийся под маской "вообще читатель") есть со-творец текста. Автор всего лишь родил, читатель – вырастил, воспитал.
Это атеизм, но только отрицается не бытие Божие, а бытие писателя. Как и атеизм, такое (не слишком умное) литературоведение отрицает не столько бытие автора, сколько необходимость бытия автора.
"И я бы мог!" – цитирует критик Пушкина.
"И я бы мог написать Евгения Онегина! Я своим прочтением решительно улучшу Евгения Онегина!" Только вот Пушкин "и я бы мог" сказал не о писателе, а о жертве палача. О поэтах-предшественниках Пушкин, скорее, говорил своим творчеством "Я бы так не мог, я другой". Его "и я бы мог" означает – полезно помнить – "и меня могли бы убить". Да и убивали, и убивают – Пушкина убивают всякий раз, когда заставляют детей его изучать. Пушкин (и не он один) болтается в школьной программе как висельник – среди тех висельников, которые вполне заслужили быть преподаваемыми в школе.
С появлением интернет-механизмов, позволяющих частному лицу ежедневно выставлять для прочтения текст, быстро обнаружилось, что психологически невозможно изо дня в день следить за текстами одного и того же автора годами, как бы они тебе не нравились. Это оказалось верным даже по отношению к титанам. Ежедневно выставлять тексты из дневников Толстого, Шевченко, Амвросия Оптинского – точно, надоедает. Сесть и прочесть в один присест – нормально, а как газету – утомительно. Потому что газета пишется не одним человеком, а многими, газета не мини-книга, а мини-библиотека.
Интернет как технология не создал ничегошеньки нового, он лишь увеличил плечо рычага. Раньше тексты доходили до читателя "как свет далёких звезд доходит", теперь – как комары на болоте.
До интернета текстов, которые ежедневно потреблялись, было немного. Точнее, это были только сакральные тексты. Евангелие было уже давно разделено на кусочки для ежедневного чтения. Сегодня в интернете много мест, где предлагают и всю Библию, пошинкованную для ежедневного чтения.
Здесь начинается вера. Либо вера есть – и тогда ежедневно читать Евангелие удовольствие. Либо её нет – и тогда ежедневное чтение Евангелия мука. Эту муку можно на себя принимать из высоких побуждений, а можно плюнуть и бросить. Неверующие так и делают. Но сколько же людей, которые не веруют, а Евангелие всё-таки читают. Они же "христиане", а многие даже "священники". Трудно, скучно, надоело, но – "положение обязывает".
Вот это и есть победа антихриста. Антихрист – это Христос-текст, Христос без Духа, Христос без Отца, Иисус без Автора. Христос как основа бытия, Христос как стержень европейской цивилизации, Христос какой угодно – только не Христос, являющийся в Духе Святом. А другого Христа, между прочим, нет и быть не может, и не подобает быть иному Христу. О чём Иисус и говорил – иду к Отцу, пришлю Духа.
Единственное, что может побудить годами следить за интернет-измерением того или другого человека, – это личное знакомство с этим человеком. Иногда знакомство может быть совсем мимолётным, но ведь "личное" – это не протяжённость, это высота. Большинство "знакомств" – вовсе не личные, а мимоличные, почему и греховна фамильярность, когда пытаются строить дом не на пуде съеденной соли, а на звуке хлопка одной ладонью по плечу ближнего. Но если "замкнуло", если "свет пошёл", – тогда и безыскусные, и скучноватые, и даже совсем ошибочные текстики воспринимаются иначе. Это и есть любовь – иногда родительская, иногда любовная, иногда дружеская, и под всеми ними – любовь Божия. Потому что если бы Бог не любил людей, каково Всевидящему ежедневно и ежеминутно видеть то, что Соломон деликатно назвал суетой сует – хотя по совести мог бы употребить и какие-то матерные выражения.
Просмотров - 1413