12:59
вторник, 21 мая

От агрессивности к конфликту

Автор: Яков Кротов, 17.01.2012 в 12:42

Человеческое обнаруживается в человеке не тогда, когда он превращается в голубя и взлетает выше гнева и ярости, а когда он по-змеиному ускользает от ссоры, хотя в душе, возможно, шипит, а возможно, даже гремит, как гремучая змея своим хвостом, - лишь бы предотвратить столкновение.

На вершинах добрый человек видит другого насквозь. Но начинается доброта с противоположного умения - воздерживаться от чтения в чужом сердце, учиться жить в мире с человеком, словно не зная, отчего он конфликтует - по душевному нездоровью, по делу (ведь и мы можем быть виноваты) или потому, что в нем бьет ключом агрессия.

«Конфликт» и «агрессия» соотносятся в современном русском языке как «дело» и «слово», «поступок» и «помысел», «результат» и «причина». Первична для человека озабоченность именно «конфликтом» - неудовлетворительными отношениями с другим человеком. В поиске причины конфликта создается понятие об агрессии как периодически возникающей психологической ориентации или даже об агрессивности как постоянном расположении духа.

Иногда конфликт отождествляется с агрессией, потому что слово «агрессия» обозначает еще действие агрессора - инициатора конфликта. Это понятно исторически: перекладывание на врага вины за конфликт целиком - одна из древнейших форм пропаганды.

В современной культуре предотвращение и разрешение конфликтов воспринимается как социальная, публичная задача (ею занимаются политики в широком смысле слова), а избавление от агрессии воспринимается как задача личная (ею занимается психотерапевты). Конечно, политики и психотерапевты - это лишь верхушка пирамиды, основная же работа совершается всеми и каждым.

Современное общество придает особое значение науке и, соответственно, убеждению, что решение проблемы по существу требует выяснения причин, которые эту проблему порождают. При таком взгляде для разрешения конфликтов нужно понять, чем порождена агрессия.

Любопытно, что такое отношение противоположно взгляду средневекового христианства, которое было убеждено, с одной стороны, что «главный конфликт» исчерпан жертвой Христа, с другой - что конфликты политические, социальные, психологические неизбежны, что они порождаются не только психологическими особенностями личности, но и безличными силами (как Провидением, так и злом).

Аскетика ставила перед собой задачу избавить человека от агрессивности, исцелить его «фрустрацию» («уныние» - результат «гордыни»). Однако аскетика никогда не ставила перед собой цели изжить конфликты.

Человек может быть агрессивен, но и агрессивный человек может не конфликтовать. Человеческое обнаруживается в человеке не тогда, когда он превращается в голубя и взлетает выше гнева и ярости, а когда он по-змеиному ускользает от ссоры, хотя в душе, возможно, шипит, а возможно, даже гремит, как гремучая змея своим хвостом, - лишь бы предотвратить столкновение.

Так, не без улыбки отметим, выполняется заповедь Христа не заботиться о завтрашнем дне - как сказано в церковно-славянском переводе, «довлеет дневи злоба его». Предотвращение конфликтов - задача сиюминутная, острая, тактическая. Избавление от агрессии - задача завтрашняя, стратегическая. Избавление от агрессии может быть подчинено религиозным взглядам или политическим целям; избавление от конфликтов в принципе есть самоцель, и поэтому миротворчество может объединять людей разных верований и политических устремлений. Собственно, миротворчество само по себе есть первая (возможно, и высшая) фаза мира - соработничества людей без оглядки на какие-либо сверхчеловеческие ценности.

Просмотров - 2474