Прекрасное великокопостное чтение: книги о. Генри Нувена. Как-то они прошли мимо моего внимания. Голландец, который лишь в пятьдесят лет впервые увидел репродукцию "Блудного сына" Рембрандта. Я понимаю, клерикализм, формация-специализация, но есть же какие-то пределы! Видимо, гомосексуал (я не понимаю, почему в России считают "гей" менее оскорбительным - оно в английском вполне было оскорблением). Урождённый, разумеется, как и все геи.
Переводы сносные, хотя в одном месте я чуть не поперхнулся: мне было предложено полюбоваться "Фрэрэ Роджером Шульцом из Таиза". Это брат Роже из Тэзе. Значит, переводчик абсолютно нецерковный человек, п.ч. невозможно вращаться в довольно узком кругу людей, связанных с российским либеральным христианством любой конфессиональности и не знать брата Роже, Царство ему Небесное и вечная память. Более того, неумение опознать во "фрер" не имя собственное, а французское "брат" - даже не знаю, как это квалифицировать...
Главное, с чем борется Нувен, мне близко - дикий комплекс неполноценности в сочетании, естественно, с диким самомнением. Тем не менее, у меня осталось странное чувство, что он (и, стало быть, я) устарел. Архаичен. Несовременен. Может быть, дело в том, что патриархальное общество на глазах испаряется. То, что воплощалось в отцовстве, переходит постепенно к царству кесаря, и это неплохо - самый дурной чиновник не причинит столько вреда, сколько дурной отец. Правда, ни один чиновник и не заменит отца, о чём чиновникам следует неустанно напоминать, а самых потенциально отеческих из них - почаще заменять, пока не вообразили себя отцами отечества.
Патриархальность как одно из обозначений власти никуда никогда не денется. Ведь и власть - не от сатаны, власть - это от Бога, это, действительно, Божие изобретение, даже богоподобие. Власть - это способность помогать тому, кто слабее, не издеваясь над ним, не манипулируя им, не помыкая им.
Власть - это умение быть примером, принимать на себя удар судьбы, загораживать спиной, согревать, не ожидая ничего взамен. Власть - это псевдоним творчества, способности создавать новое, поражая и поражаясь. Да, грехопадение прежде всего коррумпировало творческие способности человека, и проявилось это в искажении власти как принципа. То, что должно защищать от коррупции, тления, смерти, само стало источником коррупции и смерти. Тем не менее, мир жив настолько, насколько Бог властвует над миром и помогает человеку творить и властвовать.
Однако, к отцовству власть имеет такое же отношение как образ и подобие Божие - к праху. Иисус, конечно, риторически призывал никого не называть отцами - то есть, уничтожить всю иерархию, всякую власть, кроме власти Божией. Так же риторически Он призывал только Бога называть добрым. Однако, отцовская власть - не абсолют. И слава Богу! Мы живём в мире, где из-под отцовства изъят субстрат - семья, брак. Семья как институт господства исчезает на наших глазах. Что в будущем - непонятно, но хуже не будет.
Теперь вопрос: если исчезнет "отец" как глава семьи, властитель рода, что - разве Бог исчезнет? Если "отец" превратится в пустое слово, Бог - останется. Ну, не будут наши праправнуки называть Бога Отцом - не беда! Мы же не называем Бога многими именами, которые раньше к Нему прилагались. Всё это метафоры, средства, сравнения. Найдём новые сравнения.
В этом смысле, толкование притчи о блудном сыне, данное Нувеном, очень классическое. В человеке три ипостаси - отец, старший сын, младший сын. Я-для-других, я-для-себя, другие-для-меня. Старик, взрослый, ребёнок. Три стадии жизни - точнее, созревания, потому что главное за старостью. Полноценный человек должен освоить все три статуса, но это не означает, что эти три статуса исчерпывают жизнь. Напротив, жизнь только начинается, когда я вернулся к Отцу, простил младшего брата и перестал ворчать на Отца, принял младшего сына и поставил на место старшего. Машину помыли, заправили бензином, сели - теперь вперёд! Куда? А это уже за пределами евангельской притчи. Это - собственно жизнь.
Просмотров - 1298