Зачем Ему это понадобилось? Ограничился бы «Я - лоза, вы - ветви». Веруете? Отлично, вы - Мое Тело, Сыновья Божии, дети Всевышнего.
Этот кусок хлеба и это вино - какое-то дополнительное, лишнее звено между человеком и Богом. Да и вообще вся Церковь, обряды, религиозные институты и институции. Но особенно хлеб и вино. Заседание филантропического комитета - это солидно, крестный ход - внушительно, написание богословского трактата - умно, а хлеб и вино - нет, нет и нет.
Вот в порядке борьбы с человеческой серьезностью Господь и делает центром Церкви Евхаристию. И так, и эдак пытались люди замаскировать хлеб и вино - и соборы строили, и теологические концепции сочиняли, и долгие молитвы читали, а факт остается фактом: Бог не хочет общаться с нами напрямую, ставит нас в зависимость от природы, от нечеловеческого, от материального.
Собственно, то же можно сказать о мире в целом. Долой материальное, даешь духовное! В общем, Господи Ты Боже наш, почему Ты не сотворил нас ангелами.
Ангелы не только от материи не зависят, они еще и друг от друга не зависят. Каждый подчиняется непосредственно Центру.
Завидно? Зависть, видимо, единственное, что объединяет людей с ангелами. Точнее, падших людей с падшими ангелами. Точнее, зависть плюс гордость. Без гордыни зависть будет недействительной, - только гордыня побуждает думать, что причина зависти - не во мне, а вовне.
Человек завидует и ангелам, и животным, и природе. Все-то мы пытаемся убежать от себя - то в высоты, то в низины. То мы «ангельское житие проводим», то мы «дети матушки-земли», мыслящий тростник. Главное, чтобы напрямую с Богом.
А Бог настойчиво помещает между Собой и нами какие-то штучки и дрючки. Хлеб и вино - это еще ладно, так Он еще и людей, абсолютно подобных нам, а то и хуже, выталкивает перед Собой, прячется за них. Бомж - тоже Он. Истеричка-алкоголичка-наркоманка - тоже Он. Ясноглазый палач-политик - тоже Он. «Приимите, кормите». А палача как накормить, дело известное - идти, куда он скажет, и даже не сметь возразить. Как Иисус - «аки агнец веден на заклание и перед распинающим Его безгласен».
В конце концов, Бог помещает между Собой и мною самого меня. Я - Его Тело, я - Его Кровь, но это какой-то другой «я», и горе мне, если я решу, что совпал с собой - спасенным, собой - очищенным, собой - святым. Да мне-то ладно, а другим какое будет горе!
Бог может совпасть и совпадает - и с хлебом, и с вином, и с человеком. Человек - не может, и главное, не должен совпадать ни с кем и ни с чем, начиная с себя и заканчивая Богом. Благодаря этому различию и возможна встреча Бога и человека, встреча без растворения, скуки и взаимного порабощения, встреча вечная и живая.
Просмотров - 1536