03:34
среда, 27 ноября

Не бойтесь! Христос – не домашнее животное

28.08.2012 в 10:34

Тем не менее про дружбу и страх – верно.

Немецкий психотерапевт Инга Фучек, выступая против насилия в семье, особенно над детьми, рассказала об эксперименте: «Обезьяну посадили в клетку и стали пугать звуком. Естественно, она очень испугалась, у нее начался стресс, поднялось давление. Вторую обезьянку поместили в другую клетку. Обеих стали пугать собакой. Одна обезьянка испугалась, вторая нет. Тогда вторую обезьяну из клетки убрали и опять стали пугать собакой. Оставшаяся в одиночестве обезьянка опять испугалась. Случайным образом было обнаружено средство против страха. Это друг. Иметь друга не означает все время быть вместе для того, чтобы не бояться. Человеку достаточно сказать два слова, человеку очень важно знать, что у него есть друг. Необязательно это человек, это может быть любое домашнее животное. Мы знаем, что друг – это тот, кто к нам хорошо относится, кто нас любит, кто нам поможет, к кому мы всегда можем обратиться. Так человек сам учится вести себя как друг».

Конечно, тут никакой не «научный эксперимент», и «средство от страха» вовсе не найдено – к счастью, потому что найти гарантированное средство от страха означает убить в человеке человеческое. Страх – это психологическая разновидность боли, это важный сигнал. Не страх – причина насилия, в том числе над детьми, а жестокость. Страх и животных, и человека побуждает замереть, прикинуться убитым, а не убивать.

Тем не менее про дружбу и страх – верно. Только психотерапевт описывает минимум – «два слова», «необязательно человек». Для первичного снятия тревоги это разумно, но ведь главное-то потом. На таблетках – не жизнь, а лечение. А жизнь – это не «два слова», а нормальное человеческое общение, полнокровное, а не скупые реплики. Не «домашнее животное», а именно человек – и даже Бог тогда побеждает, когда Бог становится человеком. Не обязательно «тот, кто нам поможет»: любовь не всегда может помочь, но всегда может разделить горе. Неразделенное горе – вот самое страшное зло.

«Это Я, не бойтесь», – несколько раз говорит Иисус ученикам, когда они принимают Его за призрака. Человек же склонен говорить другому: «Это я, бойся и веди себя примерно, как я хочу!». Бога можно превратить в кошку, утешающую и мурлыкающую, но ведь Он же не таков! Он лев, который не прячет когтей, но и не дерет… Бог-кошка – это для тех, кто из принципа в храм не ходит. Лучше, чем ничего, но «ничего» – это стандарт дьявола, а не человека. Бог страшен, но Он же и нет. Бог не средство победить страх, не должен быть средством (как и человек) – Он есть бесстрашие. Бог – не «тот, к кому можно обратиться» (хотя обратиться к Нему можно, но обратиться можно и к идолу, и к собачке). Бог – Тот, Кто обращается. Бог, к Которому обращается человек – Бог веры. Бог, Который обращается к человеку – Бог любви.

Кинг писал, что любовь и ненасилие поддерживают космический порядок, «закон любви так же объективен, как закон всемирного тяготения». Так, да не так, иначе призывы любить становятся похожими на лукавые призывы поддерживать непоколебимую советскую власть. Зачем поддерживать то, что непоколебимо, что и без поддержки устоит! Насилие объективно, предметно, превращает все в мертвые объекты. Любовь субъективна, и субъективность ее не в том, что она выбирает, кого любить, кого ненавидеть, когда любимого обнять, когда поучить уму-разуму словом, делом или плеткой. Любовь субъективна, потому что выбирает каждому его особое место, живое и растущее в сердце любящего.

Просмотров - 1829