03:29
среда, 27 ноября

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ И ХРИСТОС

14.08.2012 в 12:24

Человек – образ Божий, и поэтому все люди разные.

Бог неописуемо велик, бесконечен, и в этом скрыто великое и бесконечное разнообразие. Быть образом разнообразия означает быть уникальным, и поэтому человек любит в другом уникальное, поэтому человек, когда любит, начинает становиться уникальным. Сами мы это плохо сознаем и описываем любимого, словно он сделан из типовых деталей, только комплектация своеобразная – ноги такие-то, губы такие-то, – но если мы путешествуем вглубь любви, то обнаруживаем, что своеобразие не в комплектации и не в деталях, а в неописуемом цельном образе любимого.

Не может быть оригинальности в насмешке, в ненависти, в зависти. Только там, где мы любим, мы оригинальны, и там мы родня Богу. Поэтому там, где грех, не может быть разнообразия, поэтому и не может быть разрешения на грех. Конфликты все лишь вокруг того, как отличить любовь от греха, и вот апостол предлагает простой критерий: если человек посвящает свое решение Богу, то мы не имеем права считать это грехом. Человек решил взять на себя дополнительный пост во имя Божие – хорошо. Человек решил взять на себя дополнительный пост во имя греха – увы. А такое бывает, когда доброе делают ради греха. Сталинские и гитлеровские палачи для себя устанавливали жесткие моральные стандарты – не разводиться, бороться с гомосексуализмом, быть дисциплинированным, верным начальнику, – в общем, хоть сейчас в католическую семинарию. Только было это не во имя Божие.

Если человек что-то посвятил Богу, что мне кажется грехом, – так, может, я и ошибаюсь или чего-то не понимаю? Легко с абортами: аборты никто не делает во имя Божие, тут все ясно. Но вот уже однополые браки – проблема: люди рвутся посвятить их Богу, и тут нельзя рубить сплеча. Иначе уходит то, что составляет основу религиозности, – доверие к другому, когда тот произносит слово «Бог», уверенность в том, что мы говорим об Одном и Том же. Другой пример, чтобы ясен был масштаб сложности, – война и смертная казнь. В отличие от абортов, убийство взрослых людей Богу посвящали и посвящают.

Общий принцип ясен: для себя – то, от чего хорошо мне;. для другого – то, от чего хорошо другому. Для Бога – то, от чего хорошо людям, да и Богу тоже, потому что Бог выше всего, но не выше любви, и, когда мы кого-то ненавидим, страдает прежде всего Бог, создатель того, кого мы ненавидим.

Мы слушаем Бога, конечно, но рано или поздно и мы Ему говорим: «Господи, все это очень хорошо, про любовь, но сил-то где взять?». И Он нас спрашивает: а что у вас есть с собой? Мы смотрим и отвечаем: а вот у нас жизненный опыт типа хлеба с рыбой – черствый и пованивающий… Сам по себе этот драгоценный опыт ведет лишь к цинизму, унынию и отчаянию. И вот берет Бог этот жизненный опыт и умножает на Себя, умножает на свет Божий, на Дух, на щедрость и милосердие Отца.

Просмотров - 1619