Исторические обстоятельства, которые можно и нужно изучать, похожи на разноцветные стеклышки калейдоскопа. Похожи не тем, что они повторяются, - сочетаний может быть бесчисленное множество, а можно заменять какие-то стеклышки на новые. Бывают калейдоскопы для богачей, в которых вместо стеклышек драгоценные и полудрагоценные камни. Тем не менее смотреть калейдоскоп не самое интересное занятие, да и смотреть можно лишь, если за калейдоскопом есть свет. В темноте узоры не видны. Исторические процессы, история стран, история войн, политическая история - все это интересно лишь в свете, который исходит от человеческой личности. Не будет людей - процессы, возможно, и останутся (ведь останутся здания, книги с текстами законов, памятники), но смотреть будет некому и не на что. Изучать историю как сумму решений и деятельности множества живых людей можно и нужно - не для того, чтобы управлять людьми, а чтобы понять, что каждый человек управляет историей. Существование миллиардов людей делает жизнь одного-единственного человека не менее важной, а более. Вот если бы жил только один человек на Земле, он бы не стал человеком, как не станет человеком, перестанет им быть тот, кто доверит миллиардам решать вместо себя, как жить. Даже если доверить решения Богу. Плохую услугу делают Богу те, кто делает Его инженером истории (как делают Бога и папой Карло, изготавливающим человека из праха безо всякой эволюции, просто на коленке). Современные представления об истории - это прежде всего представления, унаследованные от христианской Европы, а та, в свою очередь, унаследовала их от Европы дохристианской. Эта история даже не калейдоскоп, а просто жезл, императорский жезл или царский посох. Это история славных побед, в которой один человек значит очень мало, если он не верховодит другими. В демократичном XIX веке славные победы заменили на славные достижения, а веру в царя - верой в прогресс, но история от этого не стала человечнее. Единицей измерения, отсчета и отчета остались абстракции, а не люди, принимающие решения, исповедующие веру, надеющиеся и любящие. Или не любящие, или понемножку любящие, не любящие, а одновременно и ненавидящие.
История начинает сиять разноцветными огоньками, если разглядывать ее на свет личности, а не ощупывать в потемках безликих идей, безличных идеалов, не говоря уже о социальных, идеологических и политических идолах. И эти очерки - попытка повернуть калейдоскоп истории от мрака к свету, от абстракций к свету живых человеческих лиц.
Просмотров - 2306