Суждение отличается от осуждения, как роза от кактуса. Судящий видит недостатки, но видит и достоинства. Если он заговорит о недостатках, то сперва скажет о достоинствах, притом о них будет говорить много, а о недостатках - мимоходом. Так у розы главное - цветок, большой, крупный, приятно пахнущий, а уже потом - шипы. Осуждающий не говорит о достоинствах. Он тычет в лицо шипами - ничего другого у него нет, или оно, как у кактуса, случается раз в десять лет. Тычет обычно дальнему - у склонных к осуждению редко бывают ближние, никому не хочется ходить с лицом в колючках.
Суждение возможно в мире, где все люди равны. Таких миров всего два. Один - мир упрощенный, где все человеческие страсти уничтожены, хотя бы теоретически. Это мир науки, условного, временного обесчеловечивания, мир, подобный листу бумаги, на котором ученый выводит расчеты. Второй - это мир с четвертым измерением, где все человеческие страсти преображены и возвышены, причем не теоретически, а практически, - мир любви, жаркой, пылкой… Большинство же суждений производятся и не в мире научного мышления, и не в мире любви, а потому они сразу становятся осуждениями.
Особенно кошмарны моральные суждения, произносимые профессиональным духовенством, этим тяжелым наследием государственного христианства, освобожденными христианскими работниками. Освобожденными от профессии, от опыта, даже от возраста - в современном мире это, хочется надеяться, последние люди, которые опираются не на заработанный авторитет, а на авторитет поста. Конечно, все это замаскировано словом «благодать Духа» - как-будто Дух упраздняет человечность...
Человек с радостью примет критическое замечание от гения - и правильно сделает. «Пушкин назвал мое стихотворение слабым!» Это будет осуждение - но осуждение это будет как шип у розы, а главное - цветок: «Пушкин нашел время прочесть мое стихотворение и счел, что оно достойно замечания, - значит, я не безнадежен!»
Человек с радостью примет критическое замечание от того, кто старше, богаче, выше в какой-то иерархии - если, конечно, для него эта иерархия важна. Только разница в иерархическом положении должна быть существенная - в разы, с перескоком через десяток ступеней.
Ясно, что такого рода суждений не может быть много, поэтому их и ценят. Чем выше человек поднимается по иерархии - церковной, интеллектуальной, политической, - тем дороже его время, тем менее он склонен тратить его на замечания, пусть и дельные, в адрес тех, кто внизу. Но все-таки и Юпитер мечет молнии, хотя редко. Вообще не осуждать никого - признак тревожный, как в анекдоте про монаха, который никого не осуждал, потому что считал всех неисправимыми тупицами. Святые не потому почитались святыми, что никого не осуждали, а потому, что, осудив, каялись или, что еще лучше, просили прощения…
Просмотров - 1430