Многие понимают, что рассказы о чудесах, при всей их многочисленности и популярности в некоторых кругах, - лишь копейка перед рублем в сравнении с рассказами о нечудесах. На каждое исцеление приходится сто болезней, которые исцелены не были, хотя молились горячо и страстно. Другое дело, что рассказы о нечудесах распространяются так нешироко, что правильнее было бы сказать не «распространяются», а «суживаются». На одну книгу Иова - сто ненаписанных книг людей, чья беда так и осталась бедой. Язвы изъели до конца, до могилы.Триллеров всегда меньше, чем комедий или боевиков.
Меньше понимания, что на каждого юродивого, которого почитаем, о котором сложены легенды, чьи жития написаны, а мощи лежат в ковчежце и лобызаются верными, приходится десяток юродивых, которых уморили, забили и просто отправили по этапу. К святым это тоже относится. Молодые люди обоих полов, которые думают, что быть святым означает иметь свое имя на страницах церковного календаря, свой день памяти, когда все дружно восклицают: «Моли Бога о нас!», должны понимать, что большинство-то святых безвестны. Вот что еще более должно их настораживать: огромное количество людей проклятых, отлученных, клейменных позором и т. п. - святые не хуже Серафима Саровского, а некоторые, возможно, даже лучше. Просто преподобного Серафима Бог как-то врезал в сердца начальству Своим Промыслом, а других оставил лично для Себя, сохранив их от суеверий, басен и вот этих самых надоедливых и малоосмысленных «моли Бога о нас». Кто не рискует, не пьет шампанского - и риск не в том, что за правду могут побить (это - обязательно), а в том, что потом могут раскаяться и к сердцу прижать, в святцы записать, а могут и не раскаяться, и даже чаще ничуть не раскаиваются, даже не замечают, что согрешили.
Осуждать же людей обоего пола, которые стремятся к святости, признанной, благословенной церковным начальством, - не стоит. Это обычный инфантильный ресентимент: «Вот я простужусь и умру, и «они все» будут идти за моим гробом и рыдать, а я на это буду смотреть и получать удовлетворение». С каждым такой инфантилизм может случиться, и никакие гигиенические меры вроде ликвидации культа святых вообще тут не помогут - озлобленность найдет другую форму.
Конечно, нужно оговорить: не всякий, кого послали по этапу, - обязательно непризнанный юродивый. Всегда есть риск, что меня правильно послали куда подальше. Этим жизнь и хороша.
Просмотров - 1661