04:21
воскресенье, 28 июля

Человек в свойствах

Автор: Отец Яков Кротов, 20.03.2012 в 13:30

К счастью, человек, посвятивший себя служению другим, не сужается - расширяется.

Человек без свойств остается человеком, свойства без человека перестают быть даже свойствами. Самое же неприятное свойство человека - сводить другого к одной какой-то черте. Александр - Македонский. Иисус - Христос. Иуда - предатель.

Сводя другого человека к одной его черте, я теряю свое человеческое. После этого любое мое свойство может возобладать надо мною. Так и появляются люди, которые сужены до одного из своих качеств. О'Генри изобразил женщину-плечо, которая добровольно стала Опорой, Помощницей - и только опорой, только помощницей - окружающим. Конечно, это юмор, и довольно легковесный.

К счастью, человек, посвятивший себя служению другим, не сужается - расширяется. К сожалению, человек, сосредоточившийся на разврате, действительно может стать развратником и более ничем. Свойства ведь разные: некоторые людоедствуют, но большинство их делает человека выше.

«Характеры», «темпераменты», «типы личности» - все это упоминается не там, где о человеке, а там, где о свойствах человека. Нужно и можно сузить разнообразие людей до нескольких ячеек, но нужно и можно также помнить, что вообще-то человек - единственное существо, каждая особь которого является особым подвидом, видом, родом, классом и даже отрядом, а еще немножечко космосом.

Тойнби писал, что «реальности в мире человеческих деяний - это отдельные люди… Когда мы говорим: «Гарольд Вильсон сделал то-то и то-то», - мы используем язык на сто процентов реалистический. Если мы говорим: «Премьер-министр сделал то-то и то-то», наши ноги уже не столь твердо стоят на земле, потому что термин «премьер-министр» - это абстракция; титул этот истерт, как костюм, побывавший в употреблении у нескольких людей по очереди, и реальностью являются те, кто его носил, а не их служебное облачение»...

Это не означает, что «Вильсон» - понятие более «простое», чем понятие «премьер-министр». Прямо наоборот. Реальность сложнее знака, обозначающего реальность. Поэтому человек бесконечно сложнее любых предметов и явлений, которые используются для обозначения человека. Поэтому вершина человеческого мышления - в умении мыслить о конкретном человеке, а не о человеке «вообще». Мышление о конкретном человеке есть вершина абстрактного мышления.

Просмотров - 2379