04:10
воскресенье, 28 июля

Молчать!

Автор: Отец Яков Кротов, 28.02.2012 в 15:51

Рассказы о борьбе святых с грехом мы читает как детектив, в котором всегда побеждает преследователь, забывая, что не святые гонялись за грехом, а грехи за святыми.

Один из рассказов о древних монахах описывает суд в монастыре над провинившимся собратом. Суд задерживался из-за неявки одного старца. Рассерженный настоятель нашел пропавшего - под священным и жарким солнцем, перебирающим песчинки. На сердитое приглашение поторопиться последовал спокойный ответ: «Сейчас, сейчас... я подсчитываю свои грехи, а это удобнее делать здесь, каждый отмечая песчинкой. Этой кучи мне хватит...». Братия, замечает повествователь, устыдилась поучения и стала, по примеру преподобного, перебирать собственные грехи. Судебное заседание было отложено до Страшного Суда.

Рассказ этот невольно попадает в разряд изящной словесности. Мы слушаем его, но не слышим, не приглашаем героя погостить у себя в душе, а бесцеремонно ставим себя на его место. В результате мы умиляемся старцу, но мы ему не верим; он учит нас смиряться перед Богом, а мы научаемся кокетничать с Творцом вселенной. Может, это происходит от недостатка логического мышления, которое так же потребно в аскезе, как и в магазине? Ведь фактически мы путаем причину и следствие, говорим себе: «Старец свят и потому считает, что у него много грехов, хотя на самом деле грехов у него очень мало. Буду и я считать, что у меня много грехов, и тогда у меня грехов будет мало, и я буду свят».

Неужели преподобный отец ввел в духовное борение обманный прием, делал вид, что уступает Богу? Но разве монах борется с Богом, а не с сатаной?

Рассказы о борьбе святых с грехом мы читаем как детектив, в котором всегда побеждает преследователь, забывая, что не святые гонялись за грехом, а грехи - за святыми. Предсмертные сокрушения преподобных о грехах мы считаем праведной ложью ради научения наших душ - как будто ложь может чему-либо научить...

Конечно, глупо было бы отрицать, что святым доводилось совершать добрые дела. Но святыми становились не все добродеющие, а лишь те, кто понимал - их добро это пыль в сравнении с их злом. Александр Невский не потому свят, что славно потрудился на Неве и Ладоге, а потому, что понимал - эти победы ничто рядом с внутренними поражениями. Только тот, кто знает, что разгромлен сатаной, побеждает с Богом. Кокетство же хочет и невинность соблюсти, и удовольствие получить: начерно покаяться и набело спастись. Увы - или к счастью? - это невозможно. Или человек живет в мире иллюзорных грехов или он выбирает мир реальных падений и только тогда видит протянутую ему руку.

Получается, что почитать святых надо не за то, что они хороши или плохи, а - за то, что они хорошо поняли, что плохи. Достаточно хорошо поняли! Это очень трудно, и большинство грехов, возможно, - лишь попытки удостовериться в собственной ничтожности, смиренное наше старание ощупать собственную гнусность. Такие грехи, такое чередование греха и покаяния, подобное чередованию выпивки и похмелья, не нужны святому, ибо он свою гнусность видит без бесконечных и новых доказательств.

По словам апостола Павла, «и бесы веруют и трепещут» - речь, видимо, идет о том самом трепетании, которое часто приветствуют как признак глубокого раскаяния. Увы! бесы тоже, наверное, считают трепетание покаянием и надеются этим трепетом оправдаться на Страшном Суде. Но это единственная надежда, которая оправдаться не может. Стоит сказать себе: я, конечно, подлец, но совесть-то у меня есть, раз я это признаю, - и человек вместо Царства Небесного попадает в порочный круг. Кто трезвое сознание своих грехов считает добродетелью - пьян и путается в словах. Парадокс в том, что добродетель всегда может быть только чужой, - это золото в своем кармане превращается в сухие листья. Мы так устроены, что не можем приветствовать себя поцелуем в уста - и не можем приветствовать в самих себе добродетель. А именно это мы делаем, когда считаем, что неплохо покаялись.

Каков же выход? Как объяснить, почему святые копаются в песке? Вот толкование святоотеческое: первый щеголь провинции чувствует себя в столице согрешившим против моды человеком. Величайшими грешниками чувствуют себя те, кто на земле стал гражданином небесной Столицы. Одеяния, которые нам кажутся роскошными, они резонно считают тряпками.

Во многих городских дворах можно найти кучу песка, в песочницах. Но мы взрослые люди и будем говорить откровенно: мы выросли из песочниц. Оставим их детям. Нас ждут пляжи.

Просмотров - 1773