Иисус – циник? Но если бы Иисус считал людей свиньями, Он бы не вочеловечился, а восвинячился. Нет здесь и ксенофобии – евреи и по сей день не брезгуют кормить свиней, выращивая их не для себя, а на продажу. Кормят и поют, но в синагогу не приводят. Иисуса вообще не свиньи беспокоят, а жемчуга. Жемчуга и золото – это не для корма, а для украшений, а украшали в первую очередь богослужебные предметы. Бисер и перед людьми не надо метать – перед любыми людьми. Кормите собак собачьим кормом, свиней – кормом для свиней. Единственное исключение – люди.
Людям – не только человеческую еду, но и Божий Дух. В это трудно поверить. Разве мы не придём в ярость, если попросим хлеба, а нам дадут книгу? Так ведь не о книге речь – если просящему хлеба дать Библию, он разозлится, и будет прав, а речь о том Духе, без которого и Библия не Библия. Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих. Но это означает, что не надо мнить себя Богом, не надо думать, что без твоих поучений другой человек останется подлецом и сволочью.
Бог меня одухотворил – переваривай, усваивай, а с другим не делись, Бог Сам накормит другого. Бог учит, Бог насыщает и успокаивает.
О том же говорит апостол в послании к римлянам (3, 19-26; в православном богослужении соединено с этим чтением из Евангелия от Матфея). Есть закон и есть благодать. Закон – это не только сборник правил, это, как мы сегодня выражаемся, «правовое пространство». Вся наша жизнь обеспечивается этим пространством, и всю нашу жизнь обеспечиваем это пространство. Мы творим, лечит, изобретаем, чтобы было пространство для жизни. Это – труд, часто тяжёлый, от которого и отдохнуть не грех. Но живём мы не для труда и не благодаря труду. Не всякий человек трудится – не трудятся дети, больные, старики – но живёт всякий, источником жизни, любви, радости может быть всякий. Всякий человек производит жизнь, и жизнь вечную, как шелкопряд производит шёлк. Беда в том, что производимым мы распоряжаемся именно так, как сказано в Евангелии. Мы отдаём нашу любовь вещам, мы бросаем вечную жизнь временным развлечениям. Это ещё называется идолопоклонством. Мы отдаем мёртвому то, что нужнол отдавать живому – людям и Богу. Общаясь с людьми, мы предпочитаем общение с внешностью человека, с его, как говорили в старину, «акциденциями», откуда и слово «акцидент» - случай. Мы отдаем внутреннее – внешнему, вечное в Боге – преходящему в человеке. Это ведь тоже – лицеприятие, человекоугодничество, пусть мы этим балуемся чаще от лени душевной, чем от корысти. В конце концов, мы точно так же поступаем и с Богом – отсюда материализм под видом религии. Отсюда окружающие нам огромные новодельные церкви, роскошные как надгробия бандитов. Мы боимся простора и свободы. А ведь это и есть жизнь. Мы хотим короткого богослужения – сбежались, вспомнили, разбежались. Наши минуты молчания не длиннее десяти секунд. Тот ещё обменный курс! Что меняем? Шило на мыло! Суету на суету. А ведь Господь предупреждал, что не на горе в Иерусалиме, не в золочёных церквах, этих искусственных горах, а в Духе будут поклоняться те, кто спасён. Всё даром, как и говорит апостол Павел. Спасены ли мы?
Мы готовы к счастью просто так? Просто насладиться Богом и друг другом? Не готовы, и ничего страшного – если мы осознали неготовность, осознали, что мы поросята, которые и в Царстве Небесном скучают без желудей. Осознали и давайте начинать готовиться – не кормить свиней святыней, а кормить людей – любовью, и просить у Бога, что Он ввел нас во вкус Духа.