04:11
воскресенье, 28 июля

Итальянский замок на Москве-реке

Автор: Валерий Ярхо, 18.09.2013 в 11:14

О том, кто именно строил Коломенский кремль, ведутся споры не первый год.
Почему итальянцы 
Специалисты сходятся на том, что над возведением этой крепости поработала команда итальянских зодчих. Форма башен, раздвоенные сверху зубцы боевых площадок в виде ласточкиного хвоста (сейчас на это остался только орнаментальный намек), аркады - арочные своды с тыловой стороны стены, белокаменный бордюр, выложенный по низу стен с внешней стороны, и еще целый ряд других характерных признаков дают думать именно так. Да и главный образец, по которому возводились порубежные крепости, Московский Кремль, возведенный именно итальянскими зодчими, у нас перед глазами. Этот тип крепостей характерен для Ломбардии, столицей которой является славный град Милан, откуда на службу русским князьям приехали немало мастеров и разного рода умельцев.

Наиболее вероятными руководителями коломенской стройки считают архитектона (старшего архитектора) Алевиза, которого в русских летописях называли Новым, чтобы не путать с миланским архитектором Алевизом де Каризано, прибывшим на русскую службу прежде того. Синьора Алевиза пригласили для работы послы великого князя московского Ивана III, грек Дмитрий Ралев и Митрофан Карачаров, в 1499 году присланные в Венецию «о княжьих потребах», для набора «серебряных, пушечных и сенных дел мастеров».

По дороге к Москве
Переговоры, заключение контрактов и сборы в дорогу заняли не один год, и только к 1503-му все было готово. Путь посольскому каравану предстоял неблизкий, в обход земель Великого княжества Литовского, простиравшихся от берегов Балтики до Черного моря. Отношения между Московской и Литовской державами складывались далеко не безоблачные, поэтому из Италии или с Балкан на Русь «шли водой» - морем добирались до черноморских проливов, от Константинополя путь лежал на Крым, а оттуда к устью Дона, где находились несколько генуэзских и венецианских колоний. Вверх по Дону шли до устья Медведицы, по ней до устья Воронежа, из этой реки переходили в Проню, по которой поднимались до города Старый Донков. Там суда ставили на колеса и катили сухим путем к Оке, ну а дальше вверх до Коломны, входили в устье Москвы-реки и поднимались до Москвы.

Обычно такой путь от Венеции до Москвы занимал около трех месяцев, однако посольский караван, с которым следовали итальянские мастера с семьями, прибыв в июне 1503 года в Крым, задержался там на год с лишком. По настоятельной просьбе хана Менгли-Гирея, затеявшего строительство Бахчисарайского дворца, мастер Алевиз принял на себя руководство работами. Только в сентябре 1504 года посольство и мастера были отпущены из Крыма, причем в отпускной грамоте хан Менгли-Гирей не скупился на похвалы архитектону, коего называл «вельми доброй мастер, не как иные мастеры, вельми великий мастер».

Как создавался каменный кремль
После смерти великого князя Ивана, умершего в октябре 1505 года, наследовавший княжий венец князь Василий III не отказался от планов отца. Окончательно «взяв под свою руку» земли Рязанского княжества и желая укрепить границы своих владений, великий князь Василий Иванович в мае 1525 года распорядился о постройке в Коломне каменной крепости на месте прежней деревянной. К тому моменту профессиональный авторитет Алевиза в Москве был уже непререкаем. Всего за четыре строительных сезона - с 1505-го по 1508-й - он возвел Архангельский собор, второй по величине в Московском Кремле. Под его руководством соорудили крепостной ров шириной 34(!) метра, глубиной 10(!) метров, выложенный белым камнем, который проходил вдоль кремлевской стены по Красной площади, замыкая водяное кольцо вокруг столичной цитадели. За двадцать лет в Москве и ближайших окрестностях по проектам архитектона возвели десятка два каменных церквей.

Работы в Коломне начались с разборки деревянных стен старой крепости и заготовки материалов. Возле села Протопопова ломали известняк, из которого тесали строительные блоки и получали бутовый камень. Из того же материала в ямах выжигали известь. Местная глина пошла на производство кирпича, который обжигали в печах, устроенных там, где теперь развлекательный центр «Восток», - при рытье котлованов под кинотеатр наткнулись на остатки этого производства. При строительстве применяли технические приспособления - подъемные машины и т. д.

По мере разборки деревянных стен на освободившемся месте рыли глубокие рвы-котлованы, в дно которых плотно забивали дубовые сваи, пространство между ними заполняли утрамбованной землей, в эту землю забивали новые сваи. Поверх укладывали срубы из толстых бревен. Клети срубов заполняли землей и щебнем, скрепляя известковым раствором. На эту основу из тесаного белого камня закладывали фундаменты стен и башен.

Для придания крепостным стенам «вязкости», чтобы они лучше противостояли огню осадной артиллерии, их выкладывали слоями. Между двумя кирпичными стенками оставляли пустоту, которую, по мере возведения кирпичной основы, закладывали бутовым камнем, заливая известковым раствором, приготовленным по рецептам итальянцев. Он, быстро «схватывая» камень, придавал конструкции прочность монолита. Стены выводили под углом, чтобы при настильном огне артиллерийских орудий по крепости выпущенные из пушек ядра теряли пробивную силу из-за рикошетирования.

Фундаменты башен выложили из больших каменных блоков, а их стены возвели целиком кирпичные - они держали огонь пушек за счет толщины прочной кирпичной кладки и особенностей конструкции. 

Предположительно уже в ходе работ - после 1528 года - к команде Алевиза присоединился архитектон Пьетро-Франческо Аннибале, которому поручили устройство огневых позиций кремля. Историки фортификационной архитектуры склонны видеть именно его руку в сооружении Грановитой башни, находя в ней признаки «бастии» - многогранной артиллерийской батареи, вынесенный за пределы стены, с тыла имевшей прямоугольный каземат для хранения огневых припасов.

Гибель архитектона
В 1527 году в русские пределы вторгся крымский хан Ислям-Гирей I, и для защиты рубежей выступило войско князя Василия, вставшее под Коломной лагерем. Московская рать пять дней ждала врага, а когда разведчики доложили, что татары, встав на берегах Осетра, далее не идут, князь приказал идти к окским бродам. Перейдя реку, он застиг врага врасплох, разгромил станы крымчаков и долго преследовал бежавших.

Война не помешала строительству, и Коломенский кремль был окончательно готов к 15 августа 1531 года. В том же году в Москве на «Алевизовом дворе» - пороховом заводе, созданном Алевизом де-Каризано, по неизвестной причине произошел взрыв, погубивший более двух сотен человек. Считается, что Алевиз Новый погиб во время этой катастрофы. В всяком случа, после 1531 года ни о нем, ни о его семье в русских документах уже не упоминается.

Просмотров - 1778