06:28
воскресенье, 28 июля

Дачные эмансипе

Автор: Валерий ЯРХО, 18.06.2013 в 10:22

История коломенского женского футбола.
Среди материалов, посвященных истории коломенского футбола, сохранились сведения о самой первой женской футбольной команде, созданной в Коломенском уезде в далеком 1912 году.
Девушки начали играть в футбол в Песках, где летом собиралось много, как сказали бы теперь, «продвинутой» молодежи. Места там замечательные: лес, Москва-река и ее притоки, чистый воздух, красивые виды. От Москвы почти сто верст, но добираться удобно - железная дорога проходит рядом. И даже такое благо цивилизации, как телефон «с прямым проводом на Москву» имелся. Недорогая и старательная прислуга набиралась из местных крестьян, они же приносили на дачи свежайшее молоко, творог и сметану, яички прямо из-под несушек, грибы-ягоды и рыбу. Чего же еще было желать?
Дачный бум
К началу ХХ века Пески накрыл дачный бум. Первопроходцем в дачном деле стал коломенский фабрикант пастилы Чуприков - он за свой счет выстроил на Песковской земле, принадлежавшей церкви, девять дач, которые сдавал внаем. На берегу Москвы-реки, на землях, принадлежавших егорьевскому фабриканту Бардыжину, выстроили свои дачи доктор Свищев, инженер Бертель, земский начальник Кашперов, московский ресторатор Тестов и многие другие.
В семьях дачников было много молодых людей, всерьез увлекавшихся спортом, в том числе и футболом. Эта английская забава стремительно набирала популярность в России, не миновав и Коломенского уезда, где возникло сразу несколько команд, игравших на вполне приличном уровне. Совершенно естественным образом компании спортсменов привлекали девиц, которые в ту пору также начали активно заниматься спортом. У игроков в футбол были сестры, родственницы, просто знакомые, которые совершенно не желали отставать от них ни в чем, и в футбольной игре в том числе.
Женское спортивное движение тогда набирало силу, являясь частью борьбы прекрасной половины человечества за равноправие с мужчинами. Активисток этого движения называли суфражистками, или эмансипе, производя название от слова «эмансипация», обозначавшего юридическую и экономическую независимость от мужчин.
Игра девушек в футбол была, с одной стороны, частью борьбы за эмансипацию, а с другой - это выделяло их из общей массы, приковывало к ним внимание мужчин, за независимость от которых они боролись. В общем, все складывалось в рамках женской логики, и два противоположных устремления великолепно уживались в одном действии. Все вместе это выражалось в полной двусмысленностей популярной шансонетке, исполнявшейся на подмостках кафешантанов и кабаре:
Я футболистка, в футбол играю, 
Свои ворота я защищаю! 
А если в сетку проскочит мяч, 
Тогда хоть плачь, тогда хоть плачь! 
Спортсменки были из купеческих семей 
Составившим футбольную команду в Песках спортсменкам было лет по 16-17. Большей частью они были ученицами старших классов коломенской гимназии и очень рисковали, так как правила поведения гимназисток были весьма строги. Именно поэтому в футбол играли только в дачный сезон - во-первых, каникулы, а во-вторых, нравы дачной жизни были проще и допускали многое из того, что нельзя было в городе. Голкипером команды была Лариса Мельникова, братья которой играли в городских футбольных командах. В поле играли: Лия Поллер, Люба и Елена Ханзель, Маргарита Маркова, Елена и Екатерина Липкины, Серафима и Любовь Карасевы. Кроме коломенских барышень за песковскую команду играли москвичка Вера Корнилова и петербурженка Елена Кочергина.
Судя по фамилиям футболисток, большей частью они происходили из коломенских купеческих семей. Братьям Поллер в Коломне принадлежали часовой и ювелирный магазины. Ханзели владели портновскими мастерскими и конфекционом - большим магазином готового платья. Он и сейчас находится там же, где хозяин поставил, и коренные коломенцы, не признавая его советского названия «Янтарь», упорно продолжают называть его «Ханзель». Остальные девушки также пролетарским происхождением отнюдь не блистали - дачи в Песках позволить себе мог далеко не всякий.
У команды была своя форма: вместо тяжелых мужских шипованных бутс девушки играли в легких башмаках спортивного фасона из мягкой кожи, вместо рубах-футболок надевали одинаковые блузки розового или голубого цвета. Несмотря на всю свою продвинутость, выйти на футбольное поле в спортивных трусах футболистки решиться не могли. Это было бы уже совсем за гранью понятий по тому времени. Для соблюдения приличий и вящего удобства играли в синих шароварах. Однако эта деталь экипировки также несла большую смысловую нагрузку - синие шаровары на футболистках были своего рода знаменем эмансипации.
Вольно или невольно, но футбольная команда «Ханзель, Поллер и Ко» в точности копировала форму американского спортивного общества «Клуб девиц в шароварах», возникшего в Нью-Йорке в начале века. В это общество записывали девочек с четырех лет, а в двадцать девицы выбывали из состава клуба «по возрасту». Этот клуб был чрезвычайно популярен, и чтобы записаться в него, приходилось дожидаться очереди. Принимали только девиц отменного здоровья и обязательно из порядочных семей.
Личному счастью помешала Первая мировая
Так как других женских команд в ближайшей округе не было, дачные «шароварщицы» играли только товарищеские матчи с мужскими коллективами. Уступая юношам в силе и технике, они большей частью проигрывали, однако же не сдавались и выходили на поле целых три сезона. Вполне возможно, что футболистки прямо там на поле или подле него нашли бы свое личное счастье, но в 1914-м грянула мировая война, и их потенциальные женихи, оставив футбол вместе с другими радостями мирного времени, пошли воевать. Потом были революция, Гражданская война, и весь этот дачный мирок с его крокетом, купаниями, ужением рыбы, футболом, флиртом и свиданиями разнесло на тысячи кусочков. От женской футбольной команды остались только воспоминания состарившихся футболисток.
Кто-то из них сумел приспособиться к новым временам - как, например, сестры Ханзель, отец которых стал «красным директором» своего собственного магазина, а сами они - молодежными активистками. Кто-то покинул родину, кто-то погиб во время революционной передряги, а кто-то просто тихо жил - в советское время для имевших «социально чуждое» происхождение и это было уже немало.

Просмотров - 3223