06:25
воскресенье, 28 июля

Ехал грека через реку

20.11.2012 в 12:11

Старая переправа.

Переправа на Москве-реке возле Коломенского кремля возникла на старинном торговом пути, шедшем через Каширу и Коломну к знаменитой «Владимирке» - торной дороге, по которой пролегал путь к Нижнему Новгороду, Казани, Уфе и дальше в Сибирь. Пронизывая Коломну насквозь, старая дорога трижды меняла свое название: входила через Ямскую слободу как Каширская улица (ныне III Интернационала), вливалась в торговый омут Житной площади (теперь Двух революций), выходила из нее у Пятницких ворот кремля, сбегая вниз, к мосту, называясь Владимирской улицей. В 1921 году Владимирскую улицу переименовали в Плашкоутную, а уже после войны назвали улицей Зайцева в честь героя-летчика, чей памятник установили в небольшом парке, разбитом на месте знаменитого Бабьего рынка, где прежде торговали съестными припасами.

Когда именно на москворецкой переправе выстроили мост на «плашкоутах» (плоскодонных барках с высокими бортами, на которые был положен дощатый настил) в точности установить пока не удалось, но в начале XVII века он уже был. Тому порукой верное свидетельство голштинского посольства, летом 1636 года направлявшегося водным путем в Нижний Новгород и посетившего по пути наш город. Посольский секретарь Адам Олеарий вел подробные записки и среди прочего отметил, что, когда 2 июля караван посольских судов приблизился к Коломне, встречать его к мосту через Москву-реку высыпало множество народу. Судя по деталям заметок Олеария, в ту пору москворецкий мост был неразводным: высокая надстройка одного из посольских стругов не проходила под пролетом моста, и коломенские жители тут же разобрали эту часть настила, давая проход судну.

Коммерческое предприятие

Испокон веку мост принадлежал городу и был предприятием коммерческим, приносившим доход в городскую казну его отдавали в аренду тем, кто предлагал более выгодные условия, а содержатель взимал плату за пользование переправой.

Значение москворецкого моста сильно уменьшилось после того как во второй половине XIX столетия повсеместно началось строительство железных дорог. С изменением торговых путей движение по сухопутным трактам ощутимо сократилось, после чего и дорогой, пересекавшей Москву-реку возле Коломенского кремля, пользовались большей частью лишь крестьяне да фабричные из заречных селений. Последним содержателем моста перед революцией был некий господин Свечников, взимавший плату только за проезд повозок, а пешеходы пользовались мостом бесплатно.

После революции новые власти мост национализировали, передав на баланс городского коммунального хозяйства, у которого, однако, не нашлось средств на его содержание. Чтобы обеспечить ремонт и платить жалование сторожам, разводившим и сводившим мост, пропуская суда и восстанавливая переправу, решено было взимать плату за проход – по 50 копеек с человека. Получать деньги и выписывать квитанции об оплате должны были сами сторожа, однако те отговаривались тем, что им «некогда возиться с бумажками», а никакого другого учета количества прохожих и проезжих не велось. Этот «маленький Клондайк» на ниве городского коммунального хозяйства прикрыли только после того как изыскались деньги в городском бюджете и плату за проход по мосту престали брать.

«Лабиринт автомобильного Минотавра»

Нынче вокруг старого моста начинается новая история – его вновь хотят сделать проезжим, открыв по мосту автомобильное движение. Вернее, пока раздумывают, открывать или не открывать. Соблазн весьма велик: проезжий мост сразу же в разы поднимет стоимость земельных участков за Москвой-рекой, а тот, кто заблаговременно эти участки купил, сорвет порядочный куш. Но переступить придется слишком через многое, прежде всего поставив крест на планах создания в Коломне культурно-исторической основы для развития туризма. Интенсивное автомобильное движение, направленное к мосту по улицам Старого города, совершенно не рассчитанных для этого, неизбежно создаст заторы на Т-образном перекрестке при повороте на площадь автостанции, на перекрестке улиц Красногвардейской и Грунта и следующем ее пересечении с улицей Левшина, где узкий поворот под прямым углом. Поток машин неизбежно будет сходиться прямо у крыльца школы № 7, что просто опасно для детей, и возле Пятницких ворот, где обычно толпятся экскурсии.

Заводить автомобильное движение на торговой улице XVII века, ведущей к мосту, все равно, что резать курицу, несущую золотые яйца. Там должна бы быть пешеходная зона, чтобы можно было «делать деньги» в старинных лавках, сувенирных магазинчиках, кафешках, ресторанчиках, маленьких отелях на несколько номеров. Все это прекрасно работает не только в старинных европейских городах, но и в российских Суздале или Плесе, куда мы ездим восхищенно и завистливо ахать и где оставляем свои деньги. Но кто поедет в наш город, для того чтобы прогуляться по автомобильному лабиринту?!

Что имеем, не храним – потерявши, плачем

Уже не в первый раз насущные проблемы, цена которым три копейки ассигнациями, в Коломне пытаются решить, принеся в жертву исторические памятники, тем самым отбивая память у людей, уничтожая дух старинного русского города, губя в зародыше ростки того самого патриотизма, о котором так много болтают с трибун. Эстафету «строителей нового мира», которые, горя энтузиазмом, разнесли все, до чего успели добраться, продолжили в начале 70-х годов тем, что срыли старинное городское кладбище, а на его месте разбили Мемориальный парк. Теперь там славят подвиги одних предков, топчась по могилам других, оставшихся под газонами и асфальтовыми дорожками. В 90-е старинный рабочий театр разрешили снести заезжему бизнесмену, посулившему на этом месте построить гостиницу. Снести-то театр снесли, да ничего не построили. Город получил дырку от бублика, а памятника истории как и не бывало.

Теперь приходит черед коломенского посада, Арбата и Гончарной слободы – кварталов XVIII столетия, где сиюминутная выгода узкой группы заинтересованных лиц может перечеркнуть десятилетия напряженной работы по спасению старинной части Коломны, угробить планы сохранения и развития культурного наследия предков.

В последние дни часто вспоминают подвиг Минина и Пожарского, их пример в глазах тех, для кого настает «момент истины», когда вороха слов о патриотизме надо подтверждать конкретными делами, чтобы потом не вздыхать, лицемерно сожалея: хотели как лучше, а получилось как всегда…

Просмотров - 1905