03:40
среда, 27 ноября

Шла кукушка мимо сети…

12.10.2012 в 15:09

Тема детской жестокости...

...и насилия в школе неоднократно возникала в публикациях прессы и телевизионных передачах. Переливая из пустого в порожнее, играя на эмоциях телезрителей и читателей, участники ток-шоу и авторы статей раз за разом приходят к выводу, что в «порче молодежи» виновато нехорошее американское кино и плохие примеры, подаваемые телевидением. Все это звучит абсурдно, поскольку дети были жестоки всегда, даже в те времена, которые принято называть «старыми добрыми». Чтобы убедиться в этом, перечитайте хотя бы «Кондуит» Льва Кассиля или «Очерки бурсы» Помяловского. В советскую пору, откуда многие предлагают брать образцы для подражания, детская жесткость доходила до настоящего зверства. Подшивки старых советских газет и журналов пестрят описаниями самых скандальных ситуаций, порожденных кокаином, водкой и групповым развратом. Там можно отыскать и фрагмент коломенской истории, который весьма ярко рисует нравы в молодежной среде той поры.

***

В 1929 году на городской базарной площади местное отделение Мосторга открыло палатку заготовителей мехового сырья. Бойкий юношеский ум, моментально смекнув, что к чему, увидел простой и верный способ заработать. Мальчишки, вооружившись ножами, палками и мешками, гонялись по улицам города за собаками и кошками. Главным образом за кошками - собаки все-таки огрызались, да и с их шкурами возни было больше. Со своими жертвами детишки расправлялись с изумительной жестокостью - сажали в мешок, по которому лупили дубинками и камнями. Но умертвить животину им было мало - нужно еще освежевать труп. В этом вопросе у «городских охотников» был свой наставник, работник комунхоза Осин по кличке «Майский», занимавшийся отловом бродящих животных. За долю и угощение водкой Осин помогал детям обдирать убитых кошек, а потом они и сами выучились - практика ведь большая вещь в любом деле.

Движение «кошкодавов» приняло такой размах, что перепуганные коломенские «шкрабы» (сокращение от «школьных работников» - слова «педагог» и «учитель» считались тогда старорежимными) обратились к властям с просьбой прикрыть меховую скупку. Был найден компромиссный вариант - мосторговская палатка осталась, но шкурки стали принимать у совершеннолетних, требуя предъявить паспорт. Это нововведение только увеличило доходы Осина-«Майского», который стал оформлять полученное от ребятишек «мехсырье» на свой паспорт, получая до четверти выручки за эту услугу.

Но что там кошки - тогда и людей-то особенно не жалели! Именно ясноглазые комсомольцы «во имя светлого будущего» громили храмы, издевались над верующими, грабили крестьян, сгоняя их в колхозы, и многое еще чего творили такого, что вполне подходило под статью «преступления против человечности». И вот оно настало - то будущее, ради которого истребили несчитанные миллионы россиян. Как говорится, «от осинки не жди апельсинки» - зло порождает только новое зло, все отличие которого от прежнего заключено в перемене лозунгов, а суть остается неизменной: болезнь духа, проявления уродства души.

***

До поры до времени школа была территорией, на которой юношеская жестокость проявлялась в меньшей степени. Тому было много причин, главная из которых - желание получить образование. До революции получение научной степени, диплома врача, агронома или инженера являлось знаком преуспевания, сложившейся карьеры. Но чтобы поступить в университет, институт или академию, нужно было иметь достойную оценку по поведению в аттестате зрелости. Тех буйных и дерзких юнцов, которые не желали играть по правилам, а также балбесов, не способных учиться, безжалостно выкидывали за дверь учебного заведения, не очень заботясь о том, что с ним будет дальше. За обучение в гимназии, реальном или коммерческом училище взимали немалую плату, и родители имели веское основание «по-взрослому» требовать от своих чад прилежания и достойного поведения.

При советской власти образование сделали всеобщим, бесплатным и обязательным. Документ о школьным образовании был базовым - с него начиналось все. Это давало настоящую власть учителям, которые являлись хозяевами школы. Самый отчаянный уличный хулиган в стенах учебного заведения поджимал хвост, потому что по представлению педколлектива вполне можно было прямо из-за парты отправиться в исправительное заведение или «психушку». Современная российская школа осталась по сути советской, но за ее стенами уже давно изменились все правила игры, а потому прежние рычаги управления в ней не работают.

Теперь появилась каста учеников, родители которых «распиливают бюджеты», «разруливают ситуации» и «решают любые вопросы» - этих отпрысков чиновников, силовиков и менеджмента госмонополий нельзя трогать, хоть ходи они на голове. Связываться с ними для учителя себе дороже - проще принять подношение, чем, рискуя карьерой, пойти на конфликт. Такая покладистость превращает педагогов в холуев, обслуживающий персонал, к которому и отношение соответствующее. Фраза ученика «Моя двойка - это ваша проблема» отлично иллюстрирует положение дел.

Ситуацию усугубляет «балластный контингент» учеников - те, кто учиться не хочет или не может, но в силу существующих порядков избавиться от которых невозможно. Недоросли с ограниченным интеллектом и рано созревшие барышни свое положение в школьной иерархии утверждают насилием и жесткостью, формируя специфический образ жизни, а вернее, правила выживания в школе.

***

Хороший вопрос - и что же делать? О, есть несколько опробованных практикой способов! Перво-наперво не надо учить насильно и бесплатно. Двери «в страну знаний» должны быть широко открыты, но втаскивать в них за шиворот брыкающихся дебилов совсем необязательно. Необходимо прикрыть образовательные лавочки, «штампующие дипломы» за деньги, а подлинный диплом, доставшийся трудом, должен открывать перед его обладателем возможности хотя бы равные с теми, которыми нынче располагает рядовой патрульный дорожной полиции. Это повысит престиж образования, сделает его желанной целью. Хорошо бы также, чтобы жили мы по общим законам, а не «по понятиям», которые устанавливаются родителями «мажоров».

Только вот кто же это будет делать-то, если те, кто может (и по идее, должен) принимать экстренные меры спасения, почему-то предпочитают обличать происки коварного Запада и зловредные телевизионные передачи. Желающих пилить гниющий сук, на котором так уютно устроились рассказчики об угрозах, исходящих от кино и сериалов, как-то не находится. Остается ждать, когда он отпадет сам собой - только упадет он на головы нам всем.

Просмотров - 1812