В преддверии праздника продолжаем цикл публикаций «Парни из нашего города».
Совместные действия
К осени 1941 года соединенной немецко-румынской группировке, окружившей Одессу, удалось приблизиться к городу настолько, что не только дальнобойная, но и полевая артиллерия могла обстреливать порт и входной фарватер. Это значительно усложнило положение осажденных, получавших все необходимое морем. Командование флота приняло решение провести совместную операцию, одновременно нанеся удар со стороны Одессы и высадив морской десант на побережье, в районе деревни Григорьевки.
В Севастополе был сформирован 3-й полк морской пехоты, состоявший из трех батальонов общей численностью 1900 человек и минометной батареи. Доставить десант должны были крейсера «Красный Крым», «Красный Кавказ», эскадренные миноносцы «Бойкий», «Безупречный» и «Фрунзе». Для высадки на берег собирались использовать канонерскую лодку «Красная Грузия», 24 катера типа «морской охотник» и 10 самоходных баркасов из состава Одесской военно-морской базы.
Командовал бригадой крейсеров и эсминцами наш знаменитый земляк, в то время контр-адмирал Сергей Горшков, штаб которого находился на борту крейсера «Красный Кавказ». Около часа ночи 22 сентября суда с десантом подошли к точке рандеву с силами одесской базы, но встреча не состоялась. Катера и баркасы из Одессы должен был привести командовавший операцией контр-адмирал Владимирский, ушедший из Севастополя 21 сентября, на борту эсминца «Фрунзе», пока шла посадка десанта. Возле Тендерной косы «Фрунзе» был потоплен немецкими пикирующими бомбардировщиками, тяжело раненного контр-адмирала подобрали торпедные катера, доставившие его в Одессу уже поздно вечером.
Десант в тыл
В этой ситуации контр-адмирал Горшков взял командование операции на себя и приказал высаживать десантников, используя шлюпки и баркасы крейсеров и эсминцев. В 1.20 ночи орудия крейсеров и эсминцев открыли огонь по берегу, в первые двадцать минут артподготовки выпустив около трех тысяч снарядов. В половине второго ночи началась высадка с семи баркасов передовых групп десанта, в составе которых на берег сошли корректировщики корабельной артиллерии, наводившие на цели.
В то же самое время в тылу у румын был высажен воздушный десант – два десятка парашютистов, набранных из числа обслуживающего персонала аэродромов морской авиации. Высадка была не совсем удачной, но часть парашютистов, сумев собраться, разгромила штаб румынского полка, перерезала линии связи, атаковала тылы оборонявших берег войск.
К двум часам ночи на григорьевском берегу уже сражались несколько сотен морских пехотинцев, а около половины третьего ночи из Одессы подошли катера, канонерская лодка «Красная Грузия», которые забрали остававшихся на крейсерах и эсминцах десантников. К пяти утра высадка закончилась, и десанту удалось захватить румынские тяжелые батареи, ведшие огонь по Одессе, порту и фарватеру. Развивая успех, 3-й полк морской пехоты повел наступление вглубь берег, а навстречу ему из Одессы ударили части 421-й и 157-й дивизий.
Политрук из Коломны
В рядах 3-го полка высадившегося под Григорьевкой сражался политрук Александр Федорович Мешалкин, судьба которого связана с нашим городом. Судя по имеющимся в нашем распоряжении документам, Александр Федорович был уроженцем Ермаковского уезда Ярославской губернии. Как и почему он попал в Коломну, в точности неизвестно, но в 1932 году, когда ему исполнилось 20 лет, именно коломенский военкомат призвал его на действительную службу, и с той поры он служил во флоте.
Во время десантной операции под Григорьевкой политрук Мешалкин был «начальником 3-го отделения 3-го полка морской пехоты», судя по всему исполнявшего обязанности то ли военной контрразведки, то ли заградительного отряда. Морпехи третьего отделения выловили и уничтожили два десятка немецких и румынских разведчиков, корректировщиков огня, сигнальщиков. А кроме того, «политрук Мешалкин, все время находясь на передовой позиции, личным примером поднимал боевой дух десантников, решительно расправляясь с теми, кто проявлял трусость и пытался сеять панику». Своей рукой Мешалкин убил двух немецких мотоциклистов, пытавшихся прорваться в тыл десанта.
«Больше по Одессе стрелять не будут»
Вместе со своим полком политрук и его подчиненные брали Глебовку, Чебанку, Новую и Старую Дофиновки. Рано утром 23 сентября морские пехотинцы в районе совхоза им. Ворошилова, полностью выполнив возложенную на них задачу, соединились с частями 421-й дивизии, наступавшей со стороны Одессы. В ходе боевых действий десантники уничтожили до 200 румынских солдат и офицеров, разгромили штаб соединения, захватили дальнобойную батарею, обстреливавшую город. Потери морского полка составили убитыми 29 и ранеными 407 человек.
В результате этой операции были полностью разгромлены 13-я и 15-я румынские дивизии, захвачено 19 орудий разного калибра, 40 минометов, 1200 винтовок и автоматов, большое количество амуниции, но главное - отброшенный противник уже больше не мог обстреливать порт осажденного города.
Просмотров - 2010