«Ну и что в этом особенного?» - спросите вы. А то, что будет он не совсем обычный, юбилейный: 150 лет назад начали ходить поезда из Москвы в Коломну. Встречать состав с уважаемыми гостями планируют по всем правилам того времени, о которых и расскажет наш краевед.
Прогресс пришел!
Впервые увидав поезд, прибывавший в Коломну 5 июля 1862 года, народ, собравшийся встречать машину, разразился громовым «Ура!», и немало зачарованных необыкновенным зрелищем бежали версты две за составом, шедшим к голутвинской станции, и очнулись от этого морока только в поле, далеко за городской чертой. С того дня слова «век пара и электричества», употребляемые для характеристики второй половины XIX столетия, для коломенцев перестали быть просто красивой фразой – очень скоро технический прогресс стал проявляться в самых насущных, бытовых предметах и делах.
Новая традиция
Ярким примером новизны стала появившаяся вдруг традиция «гуляний на вокзале». На станции «Голутвин» паровозы набирали воду, а потому остановка получалась долгой. Проезжающая публика выходила из вагонов, гуляла по перрону, заходила в ресторан – выпить по маленькой, перекусить, а то и отобедать. Время позволяло. Городские фланеры приезжали в «Голутвин» на извозчиках-«лихачах» или собственных лошадях, подгадывая ко времени прибытия «самых интересных поездов». Дефиле по перрону, встречи со знакомыми, рассматривание поездов, их пассажиров, случайные знакомства, разговоры... Цель визитов на вокзал была проста – людей посмотреть, себя показать, развеяться. На вокзале можно было купить свежайшие газеты и журналы раньше, чем они появятся в городе. Наконец, не последнюю роль играл вокзальный ресторан.
Ресторан-легенда
По железной дороге ездило много «чистой публики», людей с деньгами, готовых платить за услугу. Содержатели буфетов и ресторанов арендовали помещения в вокзалах и старались все устроить как можно лучше. Коломенский «буфет с подачей горячих блюд», а потом и ресторан в вокзале станции «Голутвин» был из числа лучших на дороге. Являвшиеся на «вокзальный променад», проводив поезда, непременно заходили туда, чтобы посидеть в приятной компании. Каково было это заведение теперь, можно увидеть только в кино – несколько сцен фильма «Город Зеро» режиссера Карена Шахназарова снимались в интерьерах голутвинского ресторана. Само же заведение и при советской власти долго держало марку солидной ресторации, а погибло совсем недавно в ходе какой-то вокзальной реконструкции.
С появлением железной дороги стало модно совершать однодневные развлекательные вояжи. Уезжали утренним поездом в Первопрестольную, там гуляли, обедали в хорошем ресторане, совершали покупки в магазинах, а вечером шли в театр и после спектакля, кутнув в вокзальном ресторане, ночным поездом отправлялись домой.
Любовь и поезд
Поезд стал главной пружиной авантюрного сюжета с кипением шекспировских страстей в конце ХIХ века. Коломенский Ромео был православным, а его Джульетта - старообрядкой «беспоповского толка». От родителей девушке достались 70 тысяч капитала и опека родной тетушки. Молодые люди встречались тайно и сговорились бежать. У Ромео был знакомый священник, который, окончив местное духовное училище, получил московский приход. Этот батюшка обещал помочь влюбленным. В назначенный день рано утром Джульетта вышла со двора, будто бы по делу, а сама шмыгнула проулками к станции «Коломна», где Ромео ее поджидал. Утренний поезд умчал их в Москву, где уже все было готово: сначала Джульетту окрестили по православному обряду, а потом парочку повенчали. Вечерним поездом новобрачные вернулись в Коломну, где их у станции поджидали друзья жениха с пролетками. Кавалькада свадебных экипажей понеслась к дому «господ Монтекки», куда вскоре прибежала вся родня «Капулетти» во главе с теткой. Их встретили приказчики и «молодцы» женихова папаши, стоявшие «на часах» у ворот, за которыми шумел множеством голосов свадебный пир. Тут же обретался и квартальный надзиратель, явно державший сторону «Монтекки». Убедившись в тщете своих потуг, «Капулетти» смирились с утратой Джульетты и ее денег, так как, став мужнею женой, она уже не нуждалась в опекунах.
Рабочие поезда
Вдоль железной дороги стали расти как грибы после дождя рабочие поселки. На месте маленькой деревеньки Пески при прокладке дороги возник полустанок с тем же названием. Поезда на полустанке останавливались трижды в день, и крестьяне из окрестных деревень стали ездить в «Голутвин», чтобы работать на Коломзаводе. Когда от хороших заработков в крестьянских карманах зашевелились деньжата, рабочие стали перебираться из деревень поближе к железной дороге и селиться возле полустанка. В 1903 году от «Голутвина» до «Песков» и до «Луховиц» (в другую сторону) стали ходить так называемые «рабочие поезда», снаряжавшиеся Коломзаводом. Проезд от «Песков» и обратно на месяц обходился в 2 рубля 50 копеек. Соответственно этой цене и расстоянию стоили и остальные поездки на «рабочих поездах».
Часть людей добиралась до завода на «качуре», как называли поезда, ходившие по озерской ветке, начинавшейся в «Голутвине» и проходившей мимо деревень, затерянных в глуши уезда. Если случалось опоздать на свой поезд, рабочие шли в Боброво, к содержателям «ночлежных квартир», за несколько копеек дававших тюфяк и место на полу в одной из комнат, специально отведенной для «ночевщиков».
С заработков в Коломну
Когда с работой в Коломне становилось туго, местные рабочие уезжали «в дальний отход» - подавались на заработки в Москву или Петербург, где всегда можно было «попасть на место», а платили там больше. В рабочих семьях, где хозяин надолго уезжал на заработки, сложился особый жизненный уклад, при котором несколько месяцев всем в доме распоряжалась жена, становившаяся «на хозяйство».
О своем приезде кормилец извещал телеграммой. Приезжал с хорошими деньгами, одетым «по-господски», при часах и с хорошим чемоданом. На следующее утро по приезде нанимался извозчик, в коляску которого усаживались принаряженная жена, детишки и «сам». Семья совершала тур по лавкам и магазинам, и только после обеда хорошо нагруженная покупками коляска возвращала счастливое семейство к родным пенатам.
***
Несмотря на то что «чугунка» довольно скоро стала частью быта, еще в начале ХХ века в Коломне встречались индивиды, относившиеся к поездам с опаской. Наслушавшись рассказов разного рода ханжей, твердивших, что «вся эта железная дорога есть одно только дьявольское коварство и лживое прельщение, задуманное немчурой да англичанкой для погубления православных», они, впервые увидав паровоз подростками и дожив до маститой старости, так ни разу в жизни и не прокатились «по чугунке». Лишь издали завидев локомотив, такие ревнители благочестия поступали так, «как люди добрые научили смолоду»: ничком ложились на землю, закрывали головы руками и так лежали до тех пор, пока не стихал шум поезда.
Просмотров - 2663