05:35
среда, 27 ноября

Немецкий след в Коломне

Автор: Валерий Ярхо, 03.07.2012 в 11:55

Какой вклад внесли немцы в коломенскую историю?

Человек-история

Когда 150 лет назад, в июле 1862 года, движение по участку железной дороги Москва - Коломна было торжественно открыто, корреспондент газеты «Московские ведомости» в отчете о событии отметил, что большая часть служащих - почти все ее кондукторы и мастера-железнодорожники - изъясняются главным образом по-немецки. Констатируя этот факт, автор репортажа писал: «Там, где нужны исполнительность, техническая опытность, точность, все еще требуются немцы. У нас так много людей, переливающих из пустого в порожнее, и так мало людей дельных...». Одним из таких «дельных людей», пришедших вместе с железной дорогой, стал военный инженер Аманд Егорович Струве, «русский человек немецкого корня», усилиями которого совершенно переменилась жизнь в коломенском краю.

Мост в новую жизнь

С отличием окончив в 1857 году курс в Петербургском инженерном училище, Аманд Егорович поступил на службу в Главное общество российских железных дорог. После трех лет работы на строившихся трассах, он был прикомандирован к Обществу Саратовской железной дороги и предложил правлению поручить ему сооружение временного моста через Москву-реку. Свою просьбу господин инженер-поручик подкреплял обещанием построить временный мост всего за 4,5 тысячи рублей, против 30 тысяч, которые затребовала французская инженерная фирма. С этим непростым делом он справился, уложившись в заявленную сумму. Он не заработал ни копейки, зато приобрел определенную репутацию, очень ему пригодившуюся. Новый заказ от подрядчика фон Мекка - строительство моста через Оку - Струве получил, предложив смету 880 тысяч рублей, в то время как французы требовали миллион двести рублей. Значительная экономия получалась из-за того, что деревянные конструкции проектируемого моста Струве собирался усиливать металлическими частями, которые планировал производить в собственных мастерских, устроенных им неподалеку от села Боброво.

От мастерской к заводу

Эту затею Струве многие здравомыслящие люди называли авантюрой и предрекали ей полную неудачу. Они не верили, что в России силами русских рабочих можно проводить «железные работы» не хуже англичан и немцев. Однако Аманд Струве построил мост, используя детали, произведенные в собственной мастерской за те деньги, которые планировал потратить, и сдал объект в феврале 1865 года, управившись точно к сроку. Это строительство принесло первый хороший денежный куш инженеру, а главное, ему один за другим стали предлагать заказы на строительство мостов, детали для которых изготавливались в принадлежавших ему бобровских мастерских.

Эти мастерские Струве довольно скоро превратились в завод, а его первым директором и деловым партнером стал его старший брат, опытный военный инженер Густав Егорович, успешно развивавший дело, покуда Аманд строил мосты.

Свои с быстрой и честной карьерой

Завод братьев Струве стал строить сначала вагоны, потом паровые машины, и, наконец, паровозы. К 1870 году было выпущено 25 паровозов и более трех тысяч вагонов, а в 1873 году в Коломне выпустили уже сотый паровоз. Московские газеты писали по этому поводу следующее: «В Коломне доказана возможность могучего роста и преуспевания частного предпринимательства без немецкой и американской помощи. Имена братьев Струве должны быть известны всем и каждому, кто только сочувствует успехам русского труда и русской мысли. Глядя на быструю и честную карьеру братьев Струве, на этот единственный успех умного и смело начатого дела, хочется пожелать, чтобы этот пример нашел подражателей во всех областях народного труда и благосостояния». Такова была трансформация восприятия - братьев Струве считали уже своими, истинно русскими людьми, игнорируя их происхождение и вероисповедание.

Щурово - деловой центр

После того как железная дорога, миновав Оку, пошла по рязанской земле, в селе Щурово свое дело организовали трое уроженцев Прибалтики, «русские немцы» Эмиль и Эдуард Липгарты и их деловой партнер Эмиль Рингель. Они откупили 400 десятин земли в разных местах округи, заложив каменоломни и карьеры. Началось строительство алебастрового и известкового заводов и фабрики по производству цемента.

К 1900 году обороты их фирмы вышли на рубеж полумиллиона рублей за год. Эти предприятия были по-немецки чистенькими и аккуратными, опрятно выглядел и поселок, выросший у заводов и железнодорожной станции. Основные производства, принадлежавшие фирме Липгартов и Рингелей «тащили» за собой несколько местных промыслов. Для упаковки цемента требовались бочки, и владельцы бондарных мастерских «заколачивали» до 30 тысяч рублей в год. Хорошие деньги делали торговцы лошадьми, тягловая сила которых использовалась на карьерах и при перевозке сырья. Свои выгоды имели поставщики фуража и продовольствия. В Щурове крутилась целая армия коммерческих агентов, закупавших и отправлявших партии строительных материалов. Едва в обиход вошел телефон, как Щурово было связано с Москвой прямой линией. Былая «рязанская глухомань» превратилась в торгово-промышленное село, деловой центр.

Завод сельхозмашин в Бочманове

Даже смерть двух старших Липгартов не остановила начатых ими дел. Бизнес перешел к сыновьям Эмиля Липгарта, Эмилю и Георгу, которые стали директорами товарищества. Надежной опорой для них стал старый друг семьи и деловой партнер отца Эмиль Федорович Рингель. В 10 годах прошлого столетия они начали строительство завода сельскохозяйственных машин возле села Бочманово. Сыновья Липгарта вывели новое производство на высочайший для своего времени уровень и вполне успешно конкурировали с немецкими, английскими и американскими компаниями. Дешевые и качественные сельскохозяйственные машины, выпущенные на Бочмановском и Люберецком заводах, вытеснили с российского рынка такие признанные фирмы, как американские компании Маккормика и Форда, которые были вынуждены прекратить поставки в Россию, не выдержав конкуренции. Сейчас это воспринимается как сказка или былина, но так было в действительности!

Следы трудов

Вслед за немецкими первопроходцами в наших краях появились другие, приехавшие работать по приглашению немецких фирм. Врачи, садовники, архитекторы, множество инженеров и техников, высококвалифицированных специалистов разного рода. Они совершенно переменили облик Коломны, наполнили жизнь всей округи новым содержанием. Следы их трудов заметны и ныне. Просто из-за известных событий ХХ века мы так долго отучались их замечать, что сейчас эта глупая привычка у нас считается едва ли не проявлением патриотизма. Рассеять это заблуждение довольно просто - достаточно взглянуть на «веские улики времени», запечатленные на старых фотографиях, подборку которых мы помещаем.

Просмотров - 5535