Имам ‘Али ибн Абу Талиб, бывший выходцем из очень знатного арабского рода и являвшийся двоюродным братом Пророка Мухаммада, говорил:
«О, грешник, невежественно гордящийся своей знатностью,
Все родились от матери и отца.
Ты когда-нибудь видел, чтобы кто-то был из серебра
Иль железа, меди или золота?...
И есть ли там что-то помимо мяса, костей и нервов?
Воистину, гордиться можно хорошим разумом,
Скромностью, целомудрием и воспитанностью».
Он (да помилует его Всевышний) также говорил:
«Усердно прививай детям всестороннюю воспитанность с малых лет,
И тогда глаза твои будут радоваться увиденному в старости…
Воспитанный (просвещенный), даже если поскользнется он,
То упадет на то, что застелено шелком (не упадет лицом в грязь).
Людей можно разделить на две категории: обладатели знаний и
Бдительно слушающие. Остальные же подобны порожней речи (пустословию) и мутному осадку».
Один из мусульманских богословов прошлого интересно заметил: «С точки зрения культуры и воспитанности людей можно разделить на три категории:
1. Люди, ограниченные в своих устремлениях мирской обителью. Таковые в воспитании и культуре делают наибольший акцент на красноречивости, заучивании наук и модных иностранных выражений (для того чтобы блеснуть познаниями в обществе)…
2. Религиозные люди. Они делают наибольший акцент на воспитании души (душевных качеств и характеристик), тренировке тела, знании границ (запретного) и умении не идти на поводу слабостей и страстей.
3. А самый высокий уровень - это познавшие Всевышнего. Наряду со всем упомянутым наибольшее внимание в воспитании себя они уделяют чистоте сердец; должному вниманию тайнам и таинствам; строгому выполнению обязательств, как перед людьми, так и перед Всевышним; бережному отношению к времени (не только теоретическое, но и практическое знание ценности времени и важности его полезного использования); проявлению предельной воспитанности в ситуациях, приобретения того или иного нового знания, совета, блага, достатка и т. п., а также периодам одухотворенности и духовного подъема. Кстати, на мимолетные мысли, посторонние веяния иль фантазии эти люди не обращают практически никакого внимания».
Посланник Всевышнего сказал: «О люди! Аллах снял с вас затруднения и многое может вам простить. Исключением же является случай, когда один задел честь и достоинство другого. Это - грех и погибель».
То есть бдительно верующий и набожный пред Всевышним Аллахом должен быть очень внимателен к своей речи и ко всему, чем может задеть честь и достоинство другого. Проблема в том, что этот грех покаянием не стирается. В Судный день за данную категорию грехов (как мы знаем из достоверных хадисов) придется расплачиваться личными благими делами.
Если же таковых не окажется, то забирать и взваливать на свои плечи грехи того, чья честь была задета нами.
Просмотров - 2209