Илляшевич Валентин Александрович – выдающийся инженер, отдавший полжизни родному «Коломзаводу», лауреат Государственной (Сталинской) премии и многих прочих заслуженных наград. Одно из важнейших его достижений, я считаю, – участие в разработке дизеля Д49, который до сего дня (уже почти полвека) производит «Коломзавод», и именно этот двигатель помог нашему градообразующему предприятию выжить в последние два десятилетия. Еще одно немаловажное его детище – тепловозостроение в целом, так как именно при его непосредственном участии тепловозостроение в СССР развивалось гигантскими темпами. Были разработаны и выпущены такие локомотивы как ТЭП60, ТЭП70 и другие, которые колесили не только по Союзу, но и поставлялись за границу.
Вообще же, с 40-ых годов, будучи начальником цеха, а потом и главным инженером «КЗ», мой дед стоял у истоков разработки легендарных паровозов серии «Победа» и «Л», он с коллегами, впервые в СССР, применили потоковый метод обработки деталей для паровозов (за это и премия), что сэкономило десятки тысяч трудочасов. Когда выпуск паровозов сошел на нет, началась новая эра – тепловозостроение с дизельной силовой установкой. Именно с 60-ых годов прошлого века на «КЗ» велась разработка всех линеек дизелей, которые и сейчас стоят не только на тепловозах и дизель-генераторных станциях, но и на подводных лодках, катерах и судах разных классов в десятках стран мира.
Это всё очень глобальные вещи, но мне известно и о других замечательных «мелочах». Кроме таланта инженера-механика и конструктора, Валентин Александрович обладал еще и даром архитектора. Он очень хорошо рисовал, в нынешнее время его назвали бы еще и дизайнером. Например, по его чертежам отливался чугунный забор нашего парка «Мира». А фонтан в том же парке помните? И это его разработка.
Валентин Александрович прошел путь от обучения в церковно-приходской школе до маститого инженера, побывав на своем жизненном пути в различных ситуациях. Это была яркая жизнь: рожденный до революции 1917 года, переживший войну, восстанавливающий отечественную промышленность, - он жил для Родины и своей семьи. Вы не представляете, как оказывается можно нежно и трепетно любить свою жену, маму, детей (я в жизни не встречал подобных высоких чувств, хотя и искренне считаю себя человеком чувств и эмоций) – об этом я узнал из огромного количества писем, сохраненных в семейном архиве, а письма раньше писали очень часто, ведь ни мобильных телефонов, ни электронной почты, как вы понимаете, тогда не было и в помине. И в то же время - будучи главным инженером «Коломзавода» или директором завода в Пензе – жесткий начальник, умеющий добиваться поставленных целей и настроить на работу трудовой коллектив в тяжелейшей послевоенной обстановке.
Был такой интересный момент в его биографии. В далеком 1941-ом мой дед работал в торгпредстве СССР в Германии по своей специфике. Длительная командировка была в мгновение ока прекращена, когда Германия объявила войну СССР. Его и других советских специалистов, работающих в то время там, взяли под охрану и долгое время держали в неведении их дальнейшей судьбы. Однако к началу войны в такой же ситуации оказались и немецкие специалисты, живущие в Советском Союзе. Воюющие страны начали переговоры по обмену. Понятно, что все время, пока шли переговоры, жизни этих людей висели реально на волоске. Жуткие времена, но, слава Богу, - иначе бы я сейчас это не смог писать – правительства договорились и, спустя несколько месяцев, произошел обмен пленными.
Дед мой вернулся на Родину и погрузился в тяжелую работу, налаживая производство техники для нужд фронта в Кирове, где он работал на эвакуированном из Коломны заводе. Надо заметить, что пока он был в плену, в Коломне родилась его дочь – Ольга, она же и моя мама.
Вырос и воспитывался мой дед в дворянской семье, наверно отсюда его возвышенность в чувствах, врожденная интеллигентность, тяга к образованию и полнейшая самоотдача. Его приемный отец тоже был инженером и в начале 19 века работал на заводе «Двигатель» в Ревеле, потом помощником главного инженера на Вагонном заводе "Феникс", главным инженером на заводе «Русский дизель» в Санкт-Петербурге. Он часто брал сына с собой на производство, видимо так и зародилась тяга к инженерному делу.
При советской власти, конечно, всем им пришлось очень туго. В связи с происхождением, жизнь была тяжелой, сопряженной с ежедневной опасностью ареста или чего похуже. Приходилось менять фамилии, квартиры и скрывать происхождение. От меня и других потомков всё это тщательно скрывалось, так как и в позднем Советском Союзе было не в почете иметь дворянские корни. Это уже сейчас можно ничего не скрывать и не стесняться своей историей, а гордиться ей. Но тогда…
Не так давно я начал изучать свое генеалогическое древо. Это что-то, скажу я вам! Дух захватывает! Я перекопал все имеющиеся семейные архивы, переговорил со многими дальними и близкими родственниками, связался с различными представителями ветвей фамилии о которых и не подозревал – благо интернет вездесущ – и я вам доложу, что такого кайфа и драйва не испытывал даже от экстремальных видов спорта. Выявились десятки различных фактов, появилось понимание происхождения рода Илляшевичей, чуть ли не до 14 века. Оказалось, что прародители этого роды были потомками чингизитов, осевших в литовских владениях (нынешняя Беларусь). Среди знаменитых Илляшевичей были и полководцы, сражавшиеся с Наполеоном, и епископы, и писатели, и врангелевские генералы, а также капитаны кораблей, инженеры и путешественники.
Многое я уже «раскопал» по этой теме, но сколько еще предстоит!!!
С Днем рождения, мой великий предок, Илляшевич Валентин Александрович!
P.S. Интересный факт: до самой смерти я называл дедушку на Вы, по имени и отчеству. О как. Вот такое было воспитание и уважение. Мои дети, как и большинство других, со своими дедами-бабками на ты.