6536  Константин Тищенко
https://kolomna-spravka.ru/novosti/kak-kolomna-povliyala-na-tvorchestvo-anny-ahmatovoy-a-poetessa-na-istoriyu-nashego-goroda
Коломна‑Справка.ру
https://kolomna-spravka.ru/assets/images/logos/ks_full_logo.jpg
https://kolomna-spravka.ru/assets/images/logos/ks_full_logo.jpg
140411, RU, Коломна, пр-т Кирова, д. 24А
+79260990012

Как Коломна повлияла на творчество Анны Ахматовой, а поэтесса - на историю нашего города

Как Коломна повлияла на творчество Анны Ахматовой, а поэтесса - на историю нашего города

Так встретились: наш Город, славой полный,

и, тайной облеченный, – человек…

Р. Славацкий

Анна Андреевна Ахматова провела под Коломной три лета: в 1936, 1953 и 1956 годах, живя на даче в Старках (с. Черкизово) у своих друзей Шервинских. Хозяин дома – поэт, переводчик, искусствовед Сергей Шервинский - приглашал погостить на лето деятелей искусства, главным образом поэтов-переводчиков. В разное время здесь побывали Борис Пастернак, Михаил Лозинский, Вера Меркурьева, Александр Кочетков.

Приезд в Старки

В Старки Анна Андреевна приехала в сопровождении Шервинского из Москвы: три часа на рязанском поезде до станции Пески: пригородные дачные поезда так далеко не ходили. Вагон был полон мешочниц - деревенских женщин, возивших в столицу картошку, овощи, кур и прочее. С этой шумной и пахучей женской толпой Ахматова и путешествовала.

В доме Шервинских ей предоставили небольшую комнату окном в сад. Прямо под окном – ступени на открытую каменную террасу с металлическими решетками по рисункам Бовэ. У террасы рос большой куст белой сирени, а дальше начинался яблоневый сад. Как писал Сергей Васильевич, тишина и покой - единственная роскошь, которую Шервинские могли предоставить дорогой гостье.

Лев Горнунг вспоминал: «В этот ее приезд нельзя было не заметить бедности ее одежды. Она привезла с собой одно темное платье с большим разрезом из дешевой тонкой материи, очень просто сшитое и еще три ситцевых светлых платья. Туфли были только одни, черные, матерчатые – лодочкой, на кожаной подошве. На голове в солнечные дни она носила небольшой сатиновый платочек бледно-розового цвета. Держалась она в высшей степени скромно и просто».

В тот день, 16 июля...

Тогда же, 16 июля 1936 года, единственный раз Ахматова побывала в Коломне. Ее сопровождали Сергей Шервинский и поэт Лев Горнунг, в то время увлекшийся фотографией. Этот единственный день оставил глубокий след в душе Анны Андреевны, а позднее и в стихах. А старинные улочки хранят в памяти ее шаги. Причин посетить Коломну у нее было несколько. Пожалуй, главная – это был город Бориса Пильняка.

Лев Горнунг: «Коломна интересовала Анну Андреевну не только своей стариной. Ей хотелось посмотреть на город, в котором… на Старом Посаде одно время жил писатель Борис Пильняк. В его книге есть точное описание этого района и Заречья. Там он написал свою повесть «Колымен-град», напечатанную в альманахе «Северное утро». Анна Андреевна дружила с Пильняком в последние годы его жизни».

Личное знакомство Анны Ахматовой с Борисом Пильняком произошло в 1924 году в Ленинграде. Год спустя они совершили путешествие на автомобиле, по «радищевскому» пути - «из Петербурга в Москву». Поговаривали о романе, а по воспоминаниям Лидии Чуковской, Пильняк даже делал Анне Андреевне официальное предложение. В то время Ахматова уже рассталась со своим вторым мужем Владимиром Шилейко, а Борис Пильняк – со своей первой женой, коломенским врачом Марией Соколовой.

Романтические отношения продолжения не имели, но спустя 11 лет Анна Андреевна приехала сюда, чтобы увидеть «пильняковский» город.

Ахматовской тропой

Ахматова, Шервинский и Горнунг долго гуляли по Коломне, дошли до улицы Арбатской, что пересекается с Посадской, где рядом с церковью «Николы-на-Посадьях», как надписывал свои рассказы и повести сам Борис Андреевич, стоит его небольшой домик. Анна Ахматова и ее спутники прошли дальше, спустились вниз по Арбатской, возможно, дошли до Москвы-реки, полюбовались видами с высокого берега и повернули назад.

Лев Горнунг: «Пока мы с Сережей задержались у одного старинного дома XVII века, Анна Андреевна прошла в соседний переулок и присела на скамейку у деревянного домика в тени. Мы с Сережей увидели Ахматову в этом переулке и решили заснять ее на фоне этого пейзажа со старинной шатровой колокольней. Этот снимок у меня получился удачным».

От храма Николы на Посаде путешественники свернули направо, дошли до Пятницких ворот и очутились внутри кремля.

Сергей Шервинский: «Я очень ценил в Анне Андреевне то, что она хорошо чувствовала архитектуру... Сама Анна Андреевна с ее строгостью и стройностью внешней и внутренней, с не изменявшим ей чувством России замечательно сочеталась с памятниками древнерусской архитектуры, и наше посещение Коломны… осталось в воспоминании драгоценной страницей».

Еще одно фото было сделано у Пятницких ворот. Шервинский вспоминал, как Лев Горнунг запечатлел их с Ахматовой «совсем миниатюрные облики» на фоне старинных ворот, которые он по ошибке назвал Троицкими и на которых тогда еще сохранялась большая надвратная икона в барочном обрамлении.

Ахматова и коломенская старина

Далее путь лежал на Соборную площадь – посмотреть церковь Воскресения Словущего, в то время «скрытую до половины в землю». Анна Андреевна хорошо разбиралась в архитектуре, знала и любила историю. Коломна для нее таила в себе особое очарование провинциального города, овеянного древними легендами. От Соборной площади проследовали вниз по улице Лазарева, спустились по Косой горке и оказались у подножия башни, где, по преданию, была заточена Марина Мнишек. Поднимаясь по узкой кирпичной лестнице, Анна Андреевна сломала каблук. На ней были туфли Елены Владимировны, жены Шервинского, так как ее собственная обувь была в совсем плачевном состоянии. Смущаясь, гостья спросила Шервинского и Горнунга, нет ли у них перочинного ножа. Ножа не оказалось, и Сергей Васильевич просто оторвал второй каблук.

Однако Маринкина башня запомнилась Ахматовой совсем не этим неловким эпизодом. Четыре года спустя она написала стихи, посвятив их тогда еще живой Цветаевой. Потом это стихотворение войдет в «Венок мертвым». Вообще, Анна Андреевна относилась к Марине Ивановне с чувством ревности, та же восхищалась ею. Тех стихов ей прочесть было не суждено, но именно в них поселился этот образ Коломны.

Коломна в стихах

Потом, в самые разные годы, будут написаны стихи, в которых чувствуются отголоски этого путешествия. В 1938 году Анна Ахматова напишет посвящение Пильняку, еще не зная, что его больше нет. Впрочем, о чем-то она догадывалась: «О, если этим мертвого бужу…» Тогда никто не знал, что Пильняка расстреляли 21 апреля 1938 года.

Сегодня коломенской «ахматовской тропой» водят туристов, читают стихи – не только самой Анны Андреевны, но и коломенского поэта Романа Славацкого, много сделавшего для того, чтобы память о встрече города и человека продолжала жить среди потомков.

Фото: Александр ВИТИН/Медиахолдинг «Ять», архив

 

Коломна ахматовская тропа
Поделиться:
Нравится ли вам эта новость?
28
3

Занимаетесь ли вы спортом?

Свежий номер

Ять № 26 - 08.07.2025
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечивать правильную работу нашего веб-сайта и анализировать сетевой трафик.
Условия обработки персональных данных
Мы используем файлы cookie.
Подробнее