По информации врачей, с каждым годом в Коломне растет количество школьников, у которых возникают проблемы с позвоночником - нарушение осанки или сколиоз. Одной из причин заболевания медики называют чрезмерный вес школьных рюкзаков: каждый день в портфеле обычного коломенского школьника находятся несколько учебников, тетради, канцелярские принадлежности, а также сменная обувь. Для ученика начальных классов такой груз становится тяжелым, но обязательным.
НОРМЫ НА БУМАГЕ. Согласно санитарным нормам (СанПиН 2.4.2.2821-10), вес ежедневного комплекта учебников (без учета веса самого портфеля) не должен превышать для учеников первых-вторых классов 1,5 кг; третьих-четвертых - 2 кг; пятых-шестых - 2,5 кг; седьмых-восьмых - 3,5 кг; девятых - одиннадцатых - 4 кг. Вес рюкзака без книг не должен превышать: для учащихся начальных классов - 700 г, средних и старших - 1 кг. При этом, по мнению российских врачей, утверждавших эти санитарные нормы, вес наполненного рюкзака не должен превышать 10% от общего веса ребенка. Считается, что такие ограничения помогут сохранить здоровье школьников. Однако придерживаться санитарных правил, предписанных медиками, в нашей стране трудно - согласно образовательной программе требуется иметь множество учебников и дополнительных учебных пособий.
Корреспонденты «KS» провели собственный эксперимент, чтобы определить реальный вес портфеля рядового коломенского школьника. В качестве испытуемого выступил ученик гимназии, восьмилетний второклассник Даниил с весом тела 24 кг. Мы собрали его в школу по расписанию уроков для вторника: русский язык, математика, английский язык, чтение. В его рюкзак весом 300 г положили: к уроку русского языка - учебник формата А4, такого же формата рабочую и обычную тетради; к уроку чтения - творческую тетрадь А4, учебник А4; к уроку математики - учебник А4 и обычную тетрадь в клеточку; к уроку английского - учебник А4, сборник упражнений, рабочую тетрадь. Положили дневник. Не забыли и канцелярские принадлежности, правда, только самые необходимые: подставку под книги, линейки, пенал. Вспомнили, что в этот день у ребенка кружок по рисованию - добавили в рюкзак альбом А4 и фломастеры. И при помощи безмена измерили вес рюкзака. Вместе с портфелем наша ноша составила 3,6 кг. По СанПиНу, вес комплекта учебников для второклашки, как мы помним, не должен превышать полутора килограммов. И даже если вычтем вес самого портфеля, 300 г, мы получаем нарушение - вес комплекта учебников превышает норму на 1,8 кг, то есть, более чем в два раза. А прибавьте еще форму для физкультуры и сменную обувь! Как минимум, плюс еще килограмм.
По подсчетам врачей Коломенской детской больницы в 2012 году из 1922 первоклассников в конце первого года обучения в школе диагноз «сколиоз» (искривление позвоночника) был поставлен 55 детям. То есть почти 3% первоклашкам уже требуется лечение. Еще у 371 ребенка было выявлено нарушение осанки, это почти 20% учащихся – каждый пятый! Из 1749 выпускников 2012 года у 258 - сколиоз, у 257 - проблемы с осанкой, то есть почти треть старшеклассников нуждается в лечении и коррекции осанки. «Прирост» больных сколиозом составил 203 человека!
ЧТО ЕЩЕ ПРИВОДИТ К СКОЛИОЗУ. Разумеется, причина такой безрадостной статистики не только в тяжелых портфелях, но и в плохой экологии, несбалансированном питании, отсутствии достаточных физических нагрузок (дети предпочитают компьютер дворовому футболу). Однако регулярное ношение тяжестей сыграло здесь не последнюю роль. По словам заведующей отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях Коломенской детской больницы Татьяны Саламатиной, нарушения гигиенических правил, а также игнорирование советов медиков могут привести к непоправимым последствиям. «Слишком тяжелый вес портфеля влияет на осанку, приводит к заболеваниям сосудистой системы, непосредственно связанной с деятельностью позвоночника. Отсюда мы получаем головные боли, глазные патологии. К тому же у современных детей наблюдается дисплазия - очень мягкие коллагеновые волокна органов, они не такие прочные, как у школьников еще 20 лет назад. Поэтому ношение тяжестей очень быстро приводит к появлению сутулости и, как последний аккорд, к сколиозу», - уверена врач.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Многодетная мама коломчанка Елена Омарова сталкивается с проблемой тяжелых портфелей каждодневно. У нее трое детей-школьников - ученики четвертого, шестого и девятого классов. «Старшеклассники, на мой взгляд, покрепче малышей, - говорит Елена. - Они справляются со своими школьными сумками. Тяжелей всего приходится именно малышам. Что делать? Думаю, нужно оставлять в школе учебники хотя бы для дополнительных занятий».
Мама двоих детей коломчанка Мария Липатова предлагает другое: «В США давно перешли на электронный формат. Школьники используют букридеры и планшеты, а их производители дерутся за лакомый образовательный рынок. У нас пока железное лобби издателей. Но если учесть, сколько бюджетных денег ежегодно тратится на учебники, то можно предположить: государство вполне сможет позволить себе приобрести букридер и планшет для каждого школьника, ведь он будет использоваться не один год и пригоден для всех предметов. А чтобы не возникло проблем с социальным расслоением, ввести общий стандарт, чтобы электронные гаджеты были примерно одинаковыми у всех. В той же Америке существует госзаказ».
А какой выход из сложившейся ситуации видите вы?