Законопроект о дистанционной занятости населения принят Госдумой в первом чтении. Это даст наемному работнику гарантии стабильности, а государству - дополнительные налоги, ведь большинство удаленных сотрудников сейчас не оформлены официально.
С принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «Об электронной подписи» многим юристам, журналистам, программистам, дизайнерам, переводчикам и другим подобным специалистам о посещении офисов можно забыть. Документы, необходимые для заключения трудового договора, станут высылаться на e-mail, а сам трудовой договор (по желанию работника - с записью в трудовую книжку или без) будет подписан в электронном виде. При заключении, изменении или прекращении трудового договора планируется использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, которая, согласно ФЗ № 1-ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи», признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью. Один человек может иметь несколько цифровых подписей. Правда, чтобы получить такую подпись, россиянину придется выложить немалую сумму, причем неоднократно: цены колеблются от 2000 до 7000 рублей, тогда как срок действия подписи составляет один год.
Предполагается, что принятие законопроекта окажется выгодным и работодателям, и сотрудникам. Первые смогут уменьшить расходы на аренду помещений, организацию и аттестацию рабочих мест, а также повысить дисциплину среди своих удаленных работников. Вторые окажутся в защищенном положении, ведь нередко им снижают оговоренные заранее гонорары, а то и вовсе не оплачивают труд. Кроме того, начнут идти пенсионные и другие положенные по закону отчисления. Удаленные работники из «незаконных предпринимателей» превратятся в добросовестных налогоплательщиков, заботящихся о своем будущем (о пенсии, например). Тем более, что пояснительная записка к законопроекту обещает, что, поскольку работники получат возможность трудиться, не покидая дома, повысится деловая активность и занятость населения, а из-за сокращения транспортных потоков уменьшится загрязнение городов.
Пока, правда, непонятно, что должно стимулировать работодателя оформить свои трудовые отношения с удаленным сотрудником, кроме желания не нарушать закон. Да и сами наемные работники не в восторге от нового закона: налоги платить надо, а гарантии прописаны нечетко - например, уход в отпуск или на больничный.
Еще одним болезненным моментом в проекте закона является электронная подпись.
«У меня как у юридического лица для банка одна подпись, для проведения электронных торгов - другая, для участия в электронных торгах - третья, для сдачи отчетности в налоговую и фонды - четвертая. Очень неудобно, - сказала корреспондненту «Ять» директор регионального ООО «Консультационного центра «Специалист», специализированной организации в сфере размещения государственных заказов Ольга Крючковская. - Если с подписью для граждан будет то же самое, то этот проект вряд ли выживет. По крайней мере, буксовать он будет долго. Кроме того, если при обычных отношениях мы можем проверить паспорт человека, сличить его по фотографии, то при электронном документообороте этого не сделаешь. Флешку с электронной подписью могут украсть (в этом случае необходимо сразу заявить об утере в удостоверяющий центр), ее можно передать другому лицу. Хотя в целом проект только приветствую, ведь фриланс решает вопрос занятости инвалидов, жителей регионов и женщин в период декретного отпуска или при частых болезнях ребенка».
Согласно итогам Первой Всероссийской переписи фрилансеров (составляющих большую часть неоформленных официально удаленных работников), проведенной в 2009 году биржей труда Free-lance.ru и Высшей школой экономики, их общее число составило 13 000 человек. Если каждый фрилансер зарабатывает в месяц примерно по 25 тыс. руб., то подоходный налог составит 3250 рублей (то есть общие отчисления в бюджет должны были составить 42 250 000 рублей). Конечно, государство заинтересовано эти деньги «взять».
Удаленная работа начнет идти в общий трудовой стаж, но за это придется платить 13% подоходного налога и вести налоговую отчетность фрилансера. Если зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, оформить так называемую «упрощенку» и платить 6% от выручки, то вместо 3250 рублей работник отчислит государству в виде налога всего 1500 рублей. Чувствуете разницу? Вот только один минус - по своим обязательствам ИП отвечает принадлежащим ему имуществом.