Выставка
2025-05-09T07:00:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/56715
https://kolomna-spravka.ru/storage/news/56/56715/b_6819d7946da685.99460807.jpg
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140411, г. Коломна, пр-т Кирова, д. 24А
+79260990012

Тайна огненного тарана

670
Тайна огненного тарана

О капитане Гастелло, совершившем, как принято считать, первый огненный таран Великой Отечественной войны, знала вся страна. А вот история Александра Маслова, его боевого товарища, долгие годы умалчивалась. Награда нашла героя с большим трудом спустя долгие годы.

Служили два товарища...

К началу Великой Отечественной войны 33-летний Александр Маслов, наш земляк, уроженец села Андреевского Коломенского уезда, был уже опытным летчиком. Он успел отучиться в Ленинградской военно-теоретической летной школе, потом окончил Вторую военную школу летчиков в Борисоглебске и курсы командиров в Ейске. Отслужил год старшим летчиком в Ржевской 16-й тяжелобомбардировочной эскадрилье, а затем – в 21-й авиабригаде в Ростове-на-Дону. С ноября 1940 года служил в 3-м дальнебомбардировочном корпусе. Здесь он познакомился с Николаем Гастелло. Летчики дружили семьями. Вместе встретили и войну. В один день, 24 мая 1941 года, оба капитана были назначены командирами эскадрилий: Александр Маслов стал командовать 3-й эскадрильей, а Гастелло – 4-й. С первых часов Великой Отечественной войны оба принимали участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

В четвертом часу утра 22 июня в дверь квартиры Маслова постучали. Александр Спиридонович открыл. На пороге стоял посыльный: «Товарищ капитан, вас срочно вызывают в штаб…»

Прибыв по тревоге к заранее обусловленным местам, техники быстро расчехлили самолеты, подвесили авиабомбы. Заняли свои места в самолетах летчики, штурманы, стрелки-радисты. Тяжелогруженые «Ил-4» рассредоточились по аэродрому. Чтобы сократить время, взлетали звеньями: 27 самолетов, в том числе и экипажи Маслова и Гастелло, нанесли удар по моторизованной колонне фашистских войск недалеко от железнодорожной станции Сувалки (Польша). Этот день обошелся без потерь: все самолеты вернулись на аэродром. Успешными были вылеты и на второй день войны.

Утром 24 июня 18 экипажей взяли курс на запад и рассредоточились за Минском. Эскадрилья Маслова должна была нанести удар по скоплению фашистских войск под Ошмянами (в 133 км от Минска). Нападение было неожиданным и хорошо организованным. Эскадрилья Маслова уничтожила десятки танков, автомашин, бронетранспортеров прицельным бомбометанием. С этого боевого задания не вернулись 13 экипажей. Учитывая потери, весь личный состав полка был разбит на две эскадрильи. Командиром первой назначили Александра Маслова, второй – Николая Гастелло. На рассвете 25 июня летчики совершили успешный налет на Виленский аэродром, уничтожив до 40 самолетов. Днем участвовали еще в одном вылете, где эскадрилья Маслова уничтожила до 12 танков и несколько автомашин с пехотой.

Последний вылет

26 июня в 8.30 первым на выполнение боевого здания вылетело звено из трех самолетов под командованием Александра Маслова. Экипажам Гастелло и Маслова была поставлена задача нанести бомбовый удар по танковым колоннам немцев в 40 километрах севернее Минска. Погода была пасмурная, моросил дождь, авиации противника в воздухе не было, поэтому бомбардировщики, идущие без прикрытия, успешно выполнили поставленную задачу и легли на обратный курс. Однако в поселке Радошковичи Молодеченской области (Белоруссия) самолеты попали под зенитный огонь. Зенитная батарея немцев располагалась на развилке дорог, в 300 метрах от деревни Декшняны. Экипажи Маслова и Гастелло погибли. Но в истории войны огненный таран немецкой колонны долгое время оставался исключительно «подвигом Гастелло».

Свидетели тарана

Ведомые капитана Гастелло, летевшие с ним в паре старший лейтенант Федор Воробьев со штурманом лейтенантом Анатолием Рыбасом, прибыв на базу, доложили, что их командир «направил объятый пламенем самолет в самую гущу танков». Ведомый же капитана Маслова сообщил, что его самолет «отлетел в сторону леса». Именно после этих донесений один стал легендарным, другой – позабытым.

В книге Эдуарда Харитонова «Неоконченный путь к истине» сказано, что эта драма разворачивалась на глазах жителей всей деревни. Вот свидетельство одного из очевидцев: «Смотрим, задымил один и пошел в сторону болот Моцких, и два парашютиста из него. Один из люка вывалился, а другой вышел на крыло и спрыгнул». «На какое крыло, – спрашиваю, – на правое, на левое?» – «На левое, – отвечает, – как сейчас помню. Того, что из люка, еще в воздухе убили, второй приземлился, упал сначала, но тут же вскочил, а по нему из автомата, он снова упал, тут немцы подбежали и увели его под руки».

Второй же самолет сделал боевой разворот и, объятый пламенем, обрушился на расположение немецкой батареи. Ночью жители деревни похоронили погибший экипаж, завернув их в парашюты. Все были уверены в том, что в лесу захоронены останки экипажа Николая Гастелло.

В июле 1941 года Золотой Звездой Героя Советского Союза был награжден Николай Гастелло, а экипаж Маслова был зачислен в списки пропавших без вести. Так прошло 10 лет. Но в 1951 году было принято решение перенести прах героев из могилы у развилки дорог в сквер поселка. При большом стечении народа была вскрыта могила, и в ней обнаружены документы и личные вещи, принадлежащие членам экипажа капитана Маслова.

Однако после этого открытия ничего не изменилось. Супруга Маслова получила сообщение о том, что останки героического экипажа самолета перенесены в Радошковичи и похоронены в братской могиле. В личном деле героя «пропал без вести» лаконично заменили на «погиб». О присвоении Маслову звания Героя Советского Союза тогда не шло и речи.

И все же Герой Российской Федерации...

Указ о присвоении Александру Маслову звания Героя Российской Федерации (посмертно) был подписан 2 мая 1996 года. Восстановить историческую справедливость стало возможным благодаря трудам многих неравнодушных людей.

В 2002 году имя Маслова присвоили Проводниковской школе. В ней учитель истории Светлана Бунеева создала музей. Есть в нем экспонат, который особенно всем дорог – металлическая капсула с землей, взятой с места гибели героя и членов его экипажа.

В 2007 году на въезде в село Андреевское установили обелиск. В 2015 году на территории Проводниковской школы был открыт бюст Александра Маслова. Его автор – знаменитый скульптор Зураб Церетели, который лично принимал участие в церемонии открытия.

Кроме того, в Центральном музее ВОВ на Поклонной горе в Москве среди более 11 000 имен Героев Советского Союза высечено золотом имя нашего земляка – Александра Спиридоновича Маслова.

Подготовила Ольга СЕРГЕЕВА

Использована информация из книги А. Кузовкина «Герои-коломенцы»,
Э. Харитонова «Неоконченный путь к истине»

 

Нам интересно Ваше мнение о материале
0
0
0

Занимаетесь ли вы спортом?

Свежий номер

Ять № 18 - 13.05.2025

Архив новостей Коломны