Гость нашей редакции – Анатолий Алексеевич Галкин, летчик, ветеран Коломенского аэроклуба, всю жизнь посвятил авиации. Простой деревенский парень работал на Коломенском заводе и не имел больших амбиций, просто действовал по велению сердца. А уж судьба подбрасывала ему шансы реализовать себя, и он их максимально использовал.
Сейчас ветерану авиации 92 года, он вполне активен и на память не жалуется, потому и поделился с нами рассказом о своей жизни, в которой было немало удивительного. Хотя бы то, что он, подросток военных лет, летал с нашим знаменитым летчиком, дважды Героем Советского Союза Василием Александровичем Зайцевым. Как же так получилось?
Горькое детство войны
Родился Анатолий Алексеевич в 1932 году в селе Никитском, которое сейчас входит в Раменский муниципальный район Московской области, а в то время было в составе Бронницкого района Коломенского округа. Война застала его девятилетним мальчиком. Отец, Алексей Васильевич Галкин, ушел на фронт и не вернулся. Мать одна поднимала пятерых детей. В годы войны, когда мужиков совсем не осталось, в колхозе работали все – и старый, и малый, кто мог тяпку в руках держать. Дети пахали и бороновали наравне со взрослыми, а питались – как повезет. Но именно тогда Толя впервые близко увидел самолет и «познакомился» с летчиками.
Анатолий Галкин, летчик, ветеран Коломенского аэроклуба:
- Фронт уже подходил, постоянные налеты на Москву, прожектора, зенитки… Сентябрь уже был, мы учиться начали. Как-то идем с ребятами, и садится самолет. Немецкий. Выходит летчик и на ломаном русском языке спрашивает: «Какой пункт?» Мы их окружили, а они: «Не подходите к самолету». А потом взлетели и сбросили нам на головы листовки. Как сейчас помню, там было написано: «Завтра пеките тесто, а послезавтра не найдете места». Вот так.
Как потом рассказывал товарищ отца, на фронте в это время тоже было туго, по нескольку дней не ели. Но отец свой станковый пулемет везде за собой таскал, не бросал. Говорил: «У меня дети, не брошу». А с войны не пришел, погиб.
Завод и аэроклуб
После войны Анатолий окончил школу и перебрался в Коломну. Устроился работать на Коломенский завод, жил у тетки. В 1949 году записался в аэроклуб – тогда все мальчишки бредили небом. Руководил вновь открывшимся аэроклубом дважды Герой Советского Союза Василий Александрович Зайцев. Курсанты сами расчистили аэродром в Коробчееве, чтобы можно было совершать полеты. Сначала летали на У-2, ПО-2, потом дали ЯК-18, ЯК-18П и чешский самолет, который все называли «тренер».
- Из тех, кому посчастливилось летать с самим Зайцевым, в живых остался я один. Для меня он очень много значил. Человек он был прямой, хороший организатор. Это Зайцев добился открытия аэроклуба после войны, чтобы аэродром в Коробчееве сделать пригодным к полетам. Поначалу нам приходилось ездить на аэродром в Луховицы и даже в Серпухов. Он учил нас летать ночью – это трудно и для профессионалов. Даже во время войны не все летчики могли это делать. А он всех нас научил. Мне тоже пришлось с ним ночью летать. У нас не было электрического «старта», мы зажигали плошки с мазутом, как во время войны. О войне рассказывал – ни в одной книге этого не прочтешь. В аэроклубе я пробыл 10 лет: сперва учился, потом работал инструктором.
Обучал будущих космонавтов
В начале 60-х, когда Анатолий Галкин уже был инструктором, его вызвал к себе начальник летной части М.В. Буряк и попросил провести в Звездном городке занятия по летной подготовке. Дали восемь курсантов, как потом оказалось, будущих космонавтов. А летный навык им был нужен, чтобы управлять спускаемым аппаратом.
- Неделю мы с ними занимались летной подготовкой. Я потом спрашивал: почему нас пригласили, а не военных? Оказывается, там возник конфликт интересов: военные не хотели, чтобы в космос летали гражданские, а Королеву нужны были на борту специалисты, инженеры, а не вояки. Я был у него на приеме и подал идею, чтобы отряд приехал учиться к нам в Коломну. Так и сделали: они приехали – Волков, Пацаев, Александров, Гречко и другие, всех мы научили летать. А вскоре я ушел в большую авиацию. Потом мы не раз встречались с Гречко, и он благодарил за этот опыт.
Под небом Африки
Анатолий Галкин поступил в школу высшей летной подготовки, а оттуда попал в отряд спецприменения, который летал на режимные объекты. Много раз бывал на Байконуре, привозил спецтехнику, работал в режиме секретности. А потом занесло на север Африки – в Ливию, которой в то время руководил Муаммар Каддафи. Нужно было учить летать «наших арабских друзей», которые не очень-то доверяли русским и хотели всему научиться, а учителей своих потом как-то незаметно извести. Таковы тонкие восточные традиции, что поделать…
- Я руководил полетами. Это было сложно: команды отдавалась по-арабски и по-английски, переводчики были плохие. Первая командировка длилась восемь месяцев. Вернулись домой и заболели, а мой товарищ скончался. Вторая командировка длилась больше года. Вернулись, и летчик-испытатель, прекрасный парень, отец троих детей, тоже умер. Меня отправили сразу в госпиталь в Жуковский на обследование. Оказалось, нас отравили. После этого я решил больше не испытывать судьбу и уволился. Работал на Луховицком авиационном заводе, был старшим руководителем испытательных полетов. Мы тогда тестировали МиГ-23 и МиГ-29 – новые машины. Руководить испытаниями труднее, чем летать: нужно четко понимать, что происходит, чтобы командовать полетом. Каждые три секунды все записывается на экраны, не соврешь потом, что говорил то, а не это. С тех пор я и не вру никому (смеется)…
Завел пчел на даче и вот живу до сих пор…
Анатолий Галкин, летчик, ветеран Коломенского аэроклуба:
«Из нашего аэроклуба уже никого не осталось, я один. И многих летчиков, которые на 20 лет моложе, уже нет. Раньше всегда собирались на день рождения Зайцева, а теперь и собираться не с кем. Уходит наша история, и уже совсем не осталось тех, кто ее помнит…»
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: архив А.А. Галкина