Знаете, какое самое древнее здание в нашем городе? Конечно, речь идет не о жилом доме – первые каменные дома появились в Коломне не раньше XVII века, а деревянные не могли сохраниться до наших дней. В первую очередь из камня и кирпича начали возводить храмы. Храм святителя Николая в кремле (Николы Гостиного) один из немногих, чья дата появления известна – 1501 год. Он старше кремлевских стен, что были построены между 1525 и 1531 годами.
Могут возразить, а как же храм Иоанна Предтечи в Городищах, который, по крайней мере, на 200 лет старше? Но ни в XIV, ни в XVI веке Городищи не относились к Коломне, а были отдельно стоящим селом, принадлежавшим, вероятнее всего, местному владыке. Так что из городских зданий нет ни одного древнее Никольского храма.
Почему Гостиный?
Храм построен в хорошем месте: в самом сердце кремля, на центральной площади рядом с кафедральным Успенским собором. Место это было дорогое, да и сам храм до революции – очень богатым. Считалось, что строили его коломенские купцы, те, что вели международную торговлю. В старину таких купцов называли гостями (у Пушкина в «Сказке о царе Салтане» именно такие «гости» и упоминаются). Все международные сообщения и перевозки велись по морю и были очень небезопасными – стихия, пираты, грабившие торговые суда… В общем, морские странники молились крепко. Ну а первым покровителем путешествующих по морю считался святитель Николай, отсюда и посвящение. Поэтому логично, что Никольский храм, построенный гостями, стали называть в народе «Никола Гостиный».
Есть и другая версия. Ее выдвинул в свое время Н.Д. Иванчин-Писарев в своей книге «Прогулка по древнему Коломенскому уезду». Связана она с древней иконой Николы Зарайского (Заразского), которую во время Смуты тамошний воевода – на минуточку, князь Д.М. Пожарский – ради сохранения вывез в Коломну, где она пребывала (гостила) в одном из храмов кремля. После Смуты древний образ возвратили на место, оставив Коломне список, и на память построили Никольский храм, где этот список и поместили.
Но, во-первых, мы знаем, что храм не XVII века постройки, а самого начала XVI, а во-вторых – и это самое главное! – современные историки опровергли сам факт перемещения Зарайской иконы в годы Смуты куда-либо, в том числе и в Коломну. А список Зарайской иконы в Коломне действительно был, но это уже совсем другая история.
Споры вокруг даты основания
В конце XIX века считалось, что в 1848 году храм был полностью перестроен. Тогда появилась трапезная часть, которая соединила отдельно стоящую колокольню (до наших дней сохранился лишь первый ярус) с четвериком. Но в 60-е годы XX века архитектор из Москвы Е.В. Михайловский исследовал постройку и установил, что четверик храма возник не позднее 30-х годов XVI века. Более того, оказалось, что древний верх четверика с трехлопастным завершением и барабаном единственной главки сохранился под более поздней кровлей, которую венчали пять глав. Михайловский воссоздал облик храма XVI века: одноглавый, бесстолпный, с единственным барабаном, с узкими оконцами и восемью кокошниками в основании. В общем, такая архитектура была типичной для русских храмов XVI века.
В 80-е годы архитектор Е.В. Суханова обнаружила опись монастырей и церквей Коломны 1786 года, где был приведен текст закладной таблички Никольского храма (такие таблички кладутся в основание при строительстве). Сама табличка, к сожалению, не сохранилась. Из текста следует, что храм был заложен «Лета 7009-го на память пророка Амоса… при благоверном государе и великом князе Иоанне Васильевиче и при епископе коломенском Иосифе замышлением коломенского гостя Василия Иванова Юрьева». Если перевести указанную дату на современное летоисчисление, то получится 15 (26) июня 1501 года.
Позже специалист по древнерусской архитектуре профессор А.Л. Баталов опровергал эти расчеты и делал свои, утверждая, что церковь построена никак не раньше 60-х годов XVI века. Но профессор истории А.Б. Мазуров считал эти аргументы несостоятельными, а дату 1501 год – наиболее вероятной на основании имеющихся на сегодня данных.
Пожары и перепланировка
В конце XVIII века после пожара, когда выгорели и кремль, и посад, по указу Екатерины II город отстраивался по новой планировке. Никольский храм стоял на улице Большой – главной в кремле, ее линия и сейчас немного просматривается от Пятницких ворот. После перепланировки она была частично застроена, а главной стала улица Успенская (сейчас ул. Лазарева).
Когда в 1799 году упразднили Коломенскую епархию, Успенский собор стал приходским, а храм Николы Гостиного приписали к нему и даже отняли собственный штат. Спас его почетный гражданин Коломны купец первой гильдии Афанасий Шевлягин, тесть известной благотворительницы Марии Шевлягиной. Он внес в Сохранную казну большую сумму денег, проценты от которой шли на содержание Никольского храма.
XIX век
Последняя перестройка храма наградила его пятиглавием, которое можно увидеть на дореволюционных фотографиях: большой барабан с главкой в центре и маленькие – по углам кровли, а также просторной трапезной, сохранившейся и сегодня. Это же время отмечено служением священника Константина Протопопова, очень известного и уважаемого в Коломне, который за свои труды получил церковные награды от святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.
Тогда же среди прихожан появился знаменитый композитор А.А. Алябьев. Посещал храм и Н.Д. Иванчин-Писарев – писатель, историк, путешественник.
Эпоха грозных испытаний
После революции 1917 года Никольский храм, как и многие другие, был закрыт и разорен. Колокола сбросили, колокольню разобрали до первого яруса. Храм использовался в качестве пересыльной тюрьмы для многочисленных арестованных. Всю утварь и древние реликвии вывезли. Сохранилась только икона Николы Заразского, которую передали в Третьяковскую галерею. Позже в храме размещались механическая фабрика и, наконец, детская спортивная школа «Спартак». В алтаре XVI века устроили котельную.
В конце 2000 года храм передали Русской православной церкви, назначили настоятеля – о. Сергия Рогожина, который и поныне служит здесь. Постепенно жизнь храма возрождается, стены восстанавливаются, хотя и не так быстро, как, наверное, всем нам хотелось. Сломать просто, а возродить требует больших трудов и времени…
Константин ТИЩЕНКО
Для публикации был использован материал из книги А.Б. Мазурова «Храм Николы Гостиного в Коломне»
Фото: Александр ВИТИН/Медиахолдинг «Ять»