Известные на весь мир русские пранкеры Вован и Лексус, которые не стесняются по телефону разыгрывать политиков и звезд шоу-бизнеса, побывали в Коломне. Они стали одними из спикеров масштабного научно-просветительского лектория «История.РФ», где рассказали слушателям о новых способах получения информации. В наш город дуэт приехал впервые, поэтому мы использовали эту возможность и расспросили блогеров о том, как пранк перестал быть для них просто розыгрышем.
Вована и Лексуса знают во всем мире. Они были первыми, кто безжалостно подтрунивал над звездами, политиками, медийными лицами. Широкую известность пранкеры получили в 2011 году, когда Вован от лица вице-премьера Аркадия Дворковича позвонил главе ЦИК Владимиру Чурову и сообщил, что тот уволен. В 2012 году под прицел пранкеров попал глава Минспорта Виталий Мутко, которому пришлось извиняться за поведение пьяных футболистов. Затем деятельность дуэта вышла на международный уровень: русские пранкеры звонили украинским и западным политикам: Петру Порошенко, Николаю Тимофти, Кевину Маклини, Арсену Авакову, Эммануэлю Макрону, Реджепу Эрдогану, Владимиру Зеленскому, Джорджу Бушу. Доставалось и представителям шоу-бизнеса: Джоан Роулинг, Стивену Кингу, Элтону Джону. Перед последним извинялся Владимир Путин, назвавший Вована и Лексуса «безвредными телефонными ребятами». Деятельность дуэта уже давно не воспринимается как безобидное озорство, а позиционируется как инструмент получения информации. Выдержки из телефонных разговоров пранкеров с западными лидерами о Великой Отечественной войне даже включены в современные учебники по истории. В нашем обществе к Вовану и Лексусу относятся по-разному: есть как поклонники их творчества, так и ярые противники.
- Вы были первыми, кто сумел заработать на пранках и сделать розыгрыши частью профессии. В чем секрет успеха?
Лексус: - Мы никогда не гнались за славой, не планировали эту известность, не думали как-то зарабатывать на телефонных розыгрышах. Когда мы начинали, в пранке не было никакой миссии, пользы, социального подтекста. Нам просто было интересно, мы делали это из чистого любопытства, если хотите, «по приколу». Сначала были пранки в сфере шоу-бизнеса, а переломным стал 2014 год. В Москве тогда был большой съезд пранкеров со всей России, на котором мы познакомились и решили вместе действовать. У нас был уже определенный опыт, и мы понимали, как можно подобраться к министрам и президентам.
- Вы перестали называть себя пранкерами в чистом виде. Как тогда называется тот жанр, в котором вы сегодня работаете?
Вован: - Мы назвали это пранк-журналистикой. Это и не розыгрыш, и не классическая журналистика, потому что журналисты представляются теми, кто они есть. Наш жанр - это некий симбиоз и развлечения, и действительно журналистской работы. Но, конечно, нам больше интересно работать именно в сфере политики. Нам самим это важно и интересно, особенно в такие сложные периоды для нашей страны. Пранк - это тоже способ борьбы с фальсификациями, способ получения правды.
- Одно дело разыгрывать звезд, совсем другое - крупных политиков. Как вы на это решились?
Вован: - Мы сделали пранки с министром внутренних дел Украины Арсеном Аваковым, с американским бригадным генералом, который прилетал в Киев, с олигархом Игорем Коломойским, и пошло-поехало. У нас нет прямых номеров. Бывает, что разговоры срываются. Пранку предшествует большая подготовительная работа. Иногда подготовка длится несколько месяцев, чтобы через помощников выйти на того или иного политика. С Джорджем Бушем удалось связаться только с третьей попытки. Переломным стало то время, когда западные политики начали лицемерить по отношению к нашей стране. Нам было интересно посмотреть, почему они встали на антироссийскую сторону, хотя казались аполитичными.
- Как вы готовитесь к пранкам?
Лексус: - Во-первых, нужно изучить биографию того, на кого направлен пранк, чтобы понять его логику, почему он совершал те или иные поступки. Для этого достаточно посмотреть его интервью, собрать все воедино. Во-вторых, нужно понять, какие взаимоотношения между странами, какие есть «горячие точки», которые лучше в разговоре не затрагивать или, наоборот, стоит подчеркнуть. В общем, надо разобраться, какие интересы у страны, а какие у человека лично.
- Какую миссию вы сегодня выполняете?
Лексус: - Мы своей деятельностью вносим некий образовательный вклад, показываем, как на самом деле обстоят дела в мировой политике, какие настроения царят вокруг нашей страны. Мы делаем многие вещи ясными для наших соотечественников - это наша основная миссия.
- Вы боретесь с фейками и ложью. И сами выступаете как люди, которые как бы озвучивают фейки...
Вован: - Но мы ведь не выдаем публике все за чистую монету, не говорим, что это чистая правда. Мы подаем разговор как есть.
В 2022 году мы общались с Джоан Роулинг, автором книги про Гарри Поттера, от имени Владимира Зеленского, и спросили ее, что она думает по поводу отмены русской культуры. Спросили, надо ли бойкотировать русских композиторов, писателей, поэтов? Она ответила утвердительно.
- Есть границы, через которые вы не переступаете?
Вован: - Конечно, в нашей работе надо использовать все возможности. Но у нас всегда есть свои моральные и этические стандарты, и мы всегда понимаем, где проходит грань дозволенного. Мы уже давно занимаемся пранком, больше 10 лет, и прекрасно осознаем, что политика - это тема, где надо быть очень осторожным, чтобы не разжечь какой-то конфликт, и быть внимательным к культурным, ментальным традициям народов других стран. Поэтому здесь осторожно лавируем, но стараемся всегда получить какую-то важную, общественно значимую информацию не только для нашей страны, но и той страны, героя которой мы «пранканули». Важно и интересно показать аудитории, что это на самом деле за человек. Мы считаем, что политики должны быть открыты, в их словах и действиях не должно быть двойных стандартов, когда в кулуарах они говорят одно, а по телевидению совсем другое. В наших пранках мы часто с этим сталкиваемся. Однажды мы пообщались с Петром Порошенко. Он принял наш с ним разговор за чистую монету и выложил информацию на своем официальном сайте. Цель таких пранков - показать, что политики, особенно на Западе, сейчас славятся своим лицемерием.
- Кого выберете следующей жертвой? Есть те, кого вам особенно хотелось бы разыграть?
Вован: - Особенных нет, все равны. Мы говорим обычно с какими-нибудь известными политиками. А вот интересно поговорить с теми малоизвестными личностями, которым Байден руку жмет. Кто они?
- За вами стоит большая команда?
Лексус: - Нет, мы всегда вдвоем работаем. Но если говорить о «Шоу Вована и Лексуса», то, конечно, за его созданием стоит команда. Как любой крупный телепроект, его создают режиссеры, монтажеры, операторы и прочие.
- Какие у вас впечатления от Коломны?
Вован: - Мы побывали в Коломне впервые. Выступали в качестве спикеров на научно-историческом лектории. У нас было буквально полтора часа свободного времени. Мы успели посетить кремль и немножко побродить по исторической части Коломны. Успели зайти в музей и купить вашу известную пастилу. Увидели интересное кафе в стиле XIX века, там девушки прекрасно играют. В медовый сад зашли тоже посмотреть. Захотелось задержаться, но, к сожалению, плотный график работы не позволяет. С удовольствием посетили бы ваш город еще раз. Он очень уютный, чистый, размеренный. Это место, где можно отдохнуть от бешеного московского ритма.
Ольга СЕРГЕЕВА
Фото: Елена СОМОВА/Медиахолдинг «Ять»