В пятницу, 11 октября, делегация из городского округа Коломна отправилась в Смоленскую область, на место первого и последнего боя особого бронепоезда № 1 «За Сталина!».
На протяжении многих лет наши земляки посещали место гибели бронепоезда, чтобы почтить память трагически погибшего экипажа. В последние годы поездки не проводились. В этом году добрую традицию решили продолжить.
Первая за последние четыре года поездка к памятному месту состоялась благодаря Местному отделению Российского военно-исторического общества (РВИО). Сегодня в шесть часов утра из Коломны к памятнику бронепоезду № 1 «За Сталина!», расположенному в деревне Барышово Гагаринского района Смоленской области, отправились три брендированных автобуса РВИО.
В составе делегации - 150 человек, среди которых родственники погибших членов экипажа бронепоезда, члены поискового отряда «Дон Кихоты», работники Коломенского завода, юнармейцы, представители РВИО, историки, учителя и школьники.
В память о погибших земляках коломенцы приняли участие в митинге и возложили цветы к мемориалу.
Также в ходе поездки в Смоленскую область коломенцы посетили Музей-заповедник Ю.А. Гагарина.
Коломенский бронепоезд вошел в историю Великой Отечественной войны как символ мужества и доблести. Машину изготовили на заводе имени Куйбышева. Деньги на строительство собирали всем миром. Над бронепоездом рабочие Коломенского завода трудились день и ночь. А уже через два месяца, когда машина была готова, около тысячи рабочих и инженеров заявили о своем желании стать членами его экипажа и отправиться в бой.
11 октября 1941 года бронепоезд отбыл на фронт. Перед коломенцами стояла задача вывести из строя немецкую технику, которая находилась на Минском шоссе. Экипажу удалось совершить всего два выезда, последний оказался трагическим: по бронепоезду начала стрелять немецкая артиллерия. Два часа шел бой. Большинство членов экипажа погибли, однако выполнили свою боевую задачу: на несколько часов задержали врага, рвавшегося к Москве, тем самым дав шанс на спасение сотням бойцов Красной армии.
С тех пор прошло уже 83 года. Изучение событий, унесших жизни бойцов и командиров экипажа, продолжается до сих пор, но ответы на многие вопросы найти так и не удалось.
Еще в далеком 1965 году учащиеся средней школы № 26, члены краеведческого кружка под руководством учителя истории Натальи Гальпериной заинтересовались судьбой трагически погибшего экипажа бронепоезда. Спустя годы работу продолжили ребята из поискового отряда «Дон Кихоты». В 80-е годы они буквально по крупицам собирали рассказы очевидцев сражения, искали остатки боевой машины и останки бойцов. Коломенцы приложили немало усилий, в том числе и к тому, чтобы под Гжатском, в предполагаемом месте трагедии, была установлена стела с именами погибших бойцов. Большую роль в изучении гибели бронепоезда сыграла руководитель отряда «Дон Кихоты» Лилия Немцева. Она 40 лет посвятила тому, чтобы выяснить, что же произошло с бронепоездом, собрала внушительный архив сведений, установила контакты с потомками бойцов, выпустила книгу «Судьба бронепоезда № 1: героическая и трагическая», создала школьный музей, посвященный подвигу коломенцев.
Кстати, ни одной детали бронепоезда, ни одного бойца до 2013 года найдено не было. Возникла даже версия, что бронепоезд после боя угнали в Германию, чтобы восстановить, а тела бойцов лежат под современной железнодорожной насыпью, перенесенной после войны. И если первая версия подтверждений не получила, то вторая оказалась верной: в мае 2013 года 15 бойцов бронепоезда были обнаружены под насыпью железнодорожными рабочими. Их останки с почестями захоронили на воинском мемориале Старого кладбища в Коломне.
Подробнее о поездке коломенцев к месту гибели бронепоезда читайте в ближайшем номере газеты «ПЯть плюс».
Фото, видео: Елена СОМОВА/Медиахолдинг «ЯТЬ»