Эта история началась в августе 1984 года, когда в коломенском парке Мира у фонтана собралась разновозрастная компания школьников и студентов от 11 до 22 лет. Они были молоды (а некоторые даже совсем юны), полны мечтаний и стремлений и жаждали сделать этот мир лучше…
О коломенском отряде «Дон Кихоты», которому в этом году исполнилось 40 лет, Медиахолдингу «ЯТЬ» рассказали его руководители и идейные вдохновители Лилия Немцева и Михаил Кострулев.
Как все начиналось
Как и большинство событий в этом мире, все произошло совершенно случайно. Просто студенты пединститута Немцева и Кострулев «не вписались» в работу городского пионерского штаба, работавшего в Доме пионеров, и им пришлось уйти. А за ними ушли ребята из этого объединения. Ушли, потому что поверили своим лидерам и хотели чего-то нового и интересного.
И вот вся эта разновеликая компания собралась возле фонтана в парке Мира солнечным летним днем. Из репродуктора звучал голос Леонида Серебренникова, который пел о современных Дон Кихотах. Так родилось название будущего отряда. Позже возникли устав и девиз, взятый из стихотворения Людмилы Татьяничевой:
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Руководители отряда ставили себе целью не только и не столько общественную деятельность. Очень важной составляющей была педагогика, воспитание молодежи в ключе «быть полезным обществу», а еще культивирование ценности человеческого общения. «Дон Кихоты» даже брали уроки психологии, которые, по их словам, очень помогли им в дальнейшей жизни.
Но сначала надо было найти направление деятельности, которое объединило и увлекло бы ребят. Из-под палки ни в какие времена энтузиазм и заинтересованность не получались. А еще надо было найти место для размещения отряда.
Испанцы, Питер и Музей боевой славы
С темой помог краевед Анатолий Кузовкин, предложивший заняться изысканиями на основе его материалов. И вначале ребята увлеченно начали развивать тему историй испанцев, попавших в Коломну во время войны 1936 - 1939 годов, а также коломенцев, воевавших в Испании в это время.
А с помещением помогал комсомол в лице Сергея Самохина, и неожиданно место «Дон Кихотам» нашлось в тогдашнем Музее боевой славы, размещавшемся в здании церкви Петра и Павла в Мемориальном парке. Руководитель музея Сергей Прохоров предложил ребятам заняться полезным: каталогизировать материалы для Книги памяти. И заодно разместить в музее свой штаб.
…Это было время, когда разновозрастные отряды создавались по всей стране, и «Дон Кихоты» поддерживали связь с другими объединениями. Ездили обмениваться опытом, организовывали лагеря актива, участвовали в мероприятиях других отрядов… Так, «Дон Кихоты» с удовольствием вспоминают, как отряд из Рыбного, например, устраивал «Когановские ночи», посвященные поэтам, погибшим в годы Великой Отечественной. Названы они были в честь Павла Когана, советского поэта, автора знаменитой «Бригантины». Помните?
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина подымает паруса…
Бронепоезд № 1 «За Сталина!»
А еще были поездки в Ленинград, в Карелию… В августе 1985-го отряд отправился в поход в Бородино. И кто-то из ребят сказал, что там недалеко, на станции Колесники, погиб коломенский бронепоезд. Об этом он прочитал в книге про Коломну. В ней было указано, что на станции есть памятный знак на месте гибели бронепоезда. И «Дон Кихоты» решили доехать до станции, чтобы отдать дань памяти погибшим землякам.
От Бородина до Колесников на электричке – минут сорок. Оказалось, что никакой станции там нет – полуразрушенный полустанок и три домика, в которых доживали свой век старушки. Никакого памятного знака на месте тоже не оказалось. Ребята начали расспрашивать местных жителей. И те вспомнили, что да, был страшный бой, был бронепоезд.
Отряду надо было возвращаться домой. Спросили у местной бабушки: «А часто здесь электрички ходят?» «Часто-часто, - ответила старушка. – Каждый день!» Ребята поняли, что придется идти пешком до Гагарина (Гжатска). До него было километров пять по железной дороге. Но так как по ней передвигаться было небезопасно, пошли через окрестные деревни. И стали по дороге расспрашивать местных жителей. Оказалось, что люди очень даже неплохо помнили те события. Например, в деревне Петрецово проживало немало людей в возрасте 50 – 60 лет, которые в годы войны были подростками. А подростки вездесущи, всегда много чего видят и помнят. И «Дон Кихоты» собрали свой первый архив. А когда вернулись в Коломну, решили восстановить историческую справедливость. Им же в книге о Коломне сказали, что висит доска. А ее нет. Надо, чтобы была!
Так отряд «Дон Кихоты» обрел «дело своей жизни» - его участники по крупицам начали восстанавливать историю коломенского бронепоезда № 1 «За Сталина!». Напомним, он был изготовлен на Коломзаводе на деньги, собранные трудящимися, и укомплектован бойцами из состава тех же рабочих. Погиб при загадочных обстоятельствах в своем первом бою 11 октября 1941 года. Не было найдено точного места боя, останков бойцов… Вот этой неизученной историей и решили заняться «Дон Кихоты».
Наставником в поисковой работе стал все тот же Сергей Прохоров, руководитель Музея боевой славы. Ребята искали информацию в архивах, ездили в походы на предполагаемое место боя и опрашивали все новых очевидцев… И потихоньку картина начала проясняться. Но куда делись остатки боевой машины и тела погибших, не было понятно до 2013 года, возникали лишь предположения. И когда в 2013-м под насыпью железной дороги во время ее ремонта обнаружили человеческие останки, стало ясно, что версия подтверждается. После войны полотно перенесли, и следы боя просто-напросто погребли под новой насыпью.
Останки бойцов бронепоезда с почестями перезахоронили на Старом кладбище в Коломне. Назвать имена некоторых из них помогли коломенские поисковики из отряда «Суворов» под руководством Ольги Стружановой.
Но еще раньше «Дон Кихоты» исполнили то, что задумывалось с самого начала изысканий: в 1987 году на 174-м километре Белорусской железной дороги, в том месте, где погиб бронепоезд, была открыта памятная стела с именами известных на тот момент погибших бойцов. Имена со временем прибавляются – руководитель «Дон Кихотов» Лилия Немцева продолжает работу. Написана книга об истории бронепоезда, на базе гимназии № 8 создан музей, посвященный его истории.
И сейчас на основе собранных архивных данных уже можно с максимальной точностью восстановить картину боя и назвать причину такой внезапной и скорой гибели бронепоезда в первом бою. Об этом мы расскажем в ближайшее время. А пока с юбилеем, «Дон Кихоты»!
«Дон Кихоты» на 35-летии отряда. 2019 год
Мария ДУБРОВСКАЯ
Фото: архив отряда