Чтобы попасть в Успенский Брусенский монастырь, далеко ходить не надо: он расположен в самом сердце Коломенского кремля, на пересечении его главных улиц – Лажечникова (бывшей Брусенской) и Лазарева (Успенской). Подобно всем коломенским обителям, монастырь претерпел разрушение в советские годы, а его обитательницы были изгнаны, некоторые посажены в тюрьмы и даже расстреляны. Сегодня это единственный монастырь, чья территория одновременно является открытым городским пространством. И его история и архитектура неизменно привлекают внимание многочисленных туристов.
Брусенский – значит, из бруса
В 1680 году, во время обновления каменной Успенской церкви в Брусенском переулке, был обнаружен закладной камень с надписью «Лета 7060 (1552) прославлена бысть сия церковь Успения Пресвятыя Богородицы при благоверном царе великом князе Иоанне Васильевиче и епископе Коломенском Феодосии». Упомянутый великий князь Иоанн Васильевич в истории более известен как царь Иван Грозный. В Коломне он имел вотчину, приезжал охотиться. «Грозный царь» основал монастырь по обету, который дал в Коломне перед походом на Казань. В то время это был не женский, а мужской монастырь. Есть сведения, что участники Казанского похода, состарившись, приходили в Коломну и становились его иноками.
Шатровая Успенская церковь – старейшее здание монастыря, построена в XVI веке. Об этом говорит и архитектура: небольшие узкие окошки, трехлопастная апсида… Интересно решение основного объема храма – шатер стоит прямо на четверике. Обычно между ними строилась промежуточная форма: восьмигранник или (реже) ротонда. На коломенской земле таких храмов два: еще церковь пророка Илии в Пруссах. Оба они относятся к XVI веку, когда шатровое зодчество было распространено. Как свидетельствуют документы, храм имел богато украшенный иконостас, позолоченные Царские врата и ризы икон. Но все остальное в обители – кельи, ограда - в ту пору были деревянными. Отсюда, как считают, и пошло его второе название Брусенский, то есть из бруса.
После знаменитого явления чудотворной иконы Казанской Божией Матери первый список, сделанный с нее, поместили именно здесь.
Из Ивановских ворот построили кельи
Смута уничтожила многое: целые села и города ушли в небытие. Вот и Брусенский монастырь опустел. Но церковь уцелела, и в конце XVII века обитель возродилась, но уже как женская. Расположенный в центре большого торгового города, близ дорог, монастырь стал одним из самых посещаемых. Сыграло роль и невероятное почитание Казанской иконы, установившееся после Смуты, а монастырский список был древнейшим и наиболее чтимым.
В 1752 году, к двухсотлетию основания обители, генерал Ф. В. Наумов выстроил вокруг монастыря кирпичную ограду. В конце XVIII века над Святыми воротами появилась трехъярусная колокольня (колокола для нее пожертвовали купцы Кисловы).
Рядом с входом в монастырь находились Ивановские ворота кремля – самые нарядные из всех. К XIX веку они сильно обветшали, и власти города решили продать их на слом. Монастырь купил их, разобрав на кирпич для постройки келий. Но главное украшение – резную белокаменную икону «Богородица с предстоящим Иоанном Богословом» священноначалие распорядилось отдать Иоанно-Богословскому храму, где она пребывает и поныне.
Высокопочитаемая «вратарница»
Время с 1848 по 1873 год особое в жизни монастыря. Его настоятельницей стала игуменья Олимпиада, которой покровительствовал сам митрополит Филарет. Происходила она из богатой семьи, получила хорошее образование, за что немало претерпела в начале своего монашеского пути: ее считали «слишком дерзкой». Противники этого назначения указывали на молодость претендентки, но владыка не ошибся: при Олимпиаде монастырь получил замечательное развитие. Она привела в порядок монастырский хор, разрешила многолетние внутренние конфликты, провела реставрацию, достроила кельи. Но главным рукотворным памятником Олимпиаде стал Крестовоздвиженский собор из красного кирпича с резными белокаменными деталями и красивой лестницей из белого камня. Один из приделов собора посвятили Казанской иконе Божией Матери.
Когда же игуменья скончалась, сестры похоронили ее у Святых ворот, и с тех пор с любовью называли «нашей вратарницей». В советские годы могила была заброшена, но найдена и восстановлена после возобновления монашеской жизни в 1997 году. Сегодня рядом с ней покоится ее последовательница игуменья Анастасия, а люди приходят поклониться труженицам церковной нивы.
Репрессированы и расстреляны
В 1920 году перестали действовать монастырские храмы, и последний священник, о. Василий Парусников, покинул обитель. В 1922-м монастырь официально закрыли, монахини рассеялись по городу и деревням: кто-то нашел пристанище у близких и дальних родственников, иные снимали угол. Совсем старенькие остались доживать свой век в маленьких деревянных кельях. И долго еще в Коломне среди больничных нянечек и школьных учительниц нет-нет, да и попадались бывшие сестры Брусенского монастыря. Многие кормились надомной работой: шили, вышивали, стегали одеяла. А также «прибирали» покойников, читали Псалтирь по усопшим, нянчили младенцев…
28 сестер пострадали от репрессий, семь из них были расстреляны в 1937 году. Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы), Антонина (Степанова), Ксения (Петрухина), Анна (Горохова), мученицы Вера (Графова) и Мария (Журавлева) причислены к лику новомучеников и исповедников российских.
Константин ТИЩЕНКО
Фото: Александр ВИТИН/Медиахолдинг «Ять»