23:30
воскресенье, 30 июня
2024-06-26T17:29:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/52838
https://kolomna-spravka.ru//storage/news/52/52838/b_667c25e38202e1.98380356.jpg
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
26-06-2024 17:29 1061

В городском округе Коломна почтили память Героя Российской Федерации Александра Маслова

В городском округе Коломна почтили память Героя Российской Федерации Александра Маслова

83 года назад, 26 июня 1941 года, на пятый день войны, самолет-бомбардировщик дальней авиации с экипажем из четырех человек, в составе которого был наш земляк капитан Александр Маслов, не вернулся с выполнения боевого задания. Экипаж считался пропавшим без вести. Лишь спустя годы стало известно, что он героически погиб, совершив огненный таран немецкой авиации. Сегодня, 26 июня, в селе Андреевском, где родился Александр Спиридонович, состоялся митинг, посвященный памяти нашего земляка. Он был организован Местным отделением Российского военно-исторического общества совместно с администрацией городского округа Коломна.

История гибели Александра Маслова полна загадок. Долгие годы об этом молчали. Правда открылась лишь спустя несколько лет после окончания войны: Маслов и его экипаж не просто пропали без вести, а героически погибли, совершив огненный таран. Еще 55 лет потребовалось, чтобы им присвоили звания Героев Российской Федерации (посмертно).

Наш земляк, уроженец села Андреевского Александр Маслов в июне 1941 года был командиром 3-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й авиадивизии дальнего действия Западного особого военного округа. Александр Маслов принял участие в войне с первых ее часов. 26 июня 1941 года во время бомбежки вражеской танковой колонны в районе Минска самолет Маслова был подбит неприятелем. С пробитым бензобаком экипаж самолета принял решение бросить полыхающую пламенем машину на автоколонну противника, пожертвовав своими жизнями. Вместе с Александром Масловым погибли члены его экипажа: штурман лейтенант Владимир Балашов, стрелок-радист младший сержант Григорий Реутов, стрелок младший сержант Бахтурас Бейскбаев.

Долгое время имя и подвиг Александра Маслова оставались незаслуженно забытыми: считалось, что первый таран вражеской техники совершил его однополчанин Николай Гастелло, который пал смертью храбрых в тот день. Экипаж Маслова был зачислен в списки пропавших без вести. Прошло 10 лет с начала войны. В 1951 году было принято решение перезахоронить останки экипажа Гастелло. При большом стечении народа была вскрыта могила, и в ней  были обнаружены вещи Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова.

После секретного совещания было принято решение без огласки похоронить останки Маслова и Реутова на кладбище поселка Радошковичи, на месте гибели самолета установить памятник подвигу Гастелло и на этом тему закрыть.

Лишь в 1996 году справедливость была восстановлена - капитану Александру Маслову и его экипажу были посмертно присвоены звания Героев Российской Федерации. Это стало возможным благодаря трудам многих неравнодушных людей. В 2002 году имя Героя Российской Федерации А. С. Маслова присвоили Проводниковской школе и открыли памятную доску.

В 2007 году на въезде в село Андреевское установили обелиск. В 2015 году на территории Проводниковской школы был открыт бюст Александру Маслову. Его автор – знаменитый скульптор Зураб Церетели, который лично принимал участие в церемонии открытия.

Лариса Лунькова, заместитель главы администрации г. о. Коломна:

«Хорошо, что историческая правда восстановлена и нашла отражение в истории России. Именно летчики в годы войны совершали наибольшее число огненных таранов - более 600. Такой подвиг самопожертвования во имя Родины и своего народа оказался настолько массовым, что сегодня остается только удивляться решимости бойцов, идущих на смерть.

Уже нет первого поколения потомков Александра Маслова. Остаются родственники, которые знают его по рассказам и фотографиям.

Сегодня мы не только отдаем дань памяти легендарного летчика и его экипажа, но и осознаем, что таких, как они, жертвующих собой во имя великой Победы, было немало».

Андрей Ваулин, председатель Местного отделения РВИО:

«Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить подвиг Александра Маслова. Он погиб в 33 года, на пятый день войны, но сколько успел сделать! Насколько нужно быть смелым и решительным, чтобы направить свой самолет на немецкую колонну... Одним из тех, кто пролил свет на историю гибели экипажа Маслова, стал Эдуард Харитонов, автор книги «Неоконченный путь к истине. Экипаж Маслова». Историческая справедливость была восстановлена. 2 мая 1996 года Маслову и его экипажу было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Благодаря таким людям и их поступкам была одержана Победа в Великой Отечественной войне».

Историю жизни и смерти капитана Маслова передают из поколения в поколение, и каждый год в день рождения Александра Спиридоновича на родине героя проходят митинги памяти. В этом году по инициативе Российского военно-исторического общества был обновлен обелиск в селе Андреевском. Историки устранили неточность в изображении самолета, на котором Маслов совершил свой огненный таран. Ранее на обелиске, установленном в 2001 году, был изображен одноместный самолет, а Маслов летал на бомбардировщике дальней авиации с экипажем из четырех человек

Михаил Кострулев, член Местного отделения РВИО:

«Меня всегда смущал изображенный маленький самолет на обелиске. И хорошо, что есть такая организация - Российское военно-историческое общество, которое не закрывает глаза на эти мелочи и помогло исправить неточность. Там был изображен одноместный самолет, но в небо поднимался экипаж из четырех человек. Мне хотелось изобразить самолет, который действительно участвовал в том бою. Мою инициативу поддержало Местное отделение Российского военно-исторического общества, а с техническим исполнением помог директор ООО «Контур» Константин Львов».

Евгений Ломако, историк, заместитель председателя совета по сохранению исторической памяти Местного отделения РВИО:

«В первые дни войны истребительная авиация была практически полностью уничтожена. Бойцы вылетали без прикрытия. По большому счету они шли на верную гибель, поэтому я считаю, что любой летчик, погибший в первые дни войны, достоин звания Героя Советского Союза или Героя Российской Федерации. Сейчас вскрывается много новых фактов, ведутся споры по поводу того, что было, а чего не было, но важно другое. Важно, что мы  не забываем тех, кто проливал кровь и отдавал жизни ради спасения Родины».

Ирина Селиванова, внучка Александра Маслова:

«Хочу сказать всем огромное спасибо за то, что не забываете Александра Спиридоновича: благоустраиваете памятник, организовываете дни памяти. Он мой дедушка, сейчас подрастает поколение правнуков. Конечно, очень жаль, что долгое время мы не знали об этом подвиге в таком масштабе, как сейчас. Большое спасибо, что теперь мы можем прочитать про огненный таран Александра Спиридоновича в книгах и учебниках. Спасибо, что город хранит память о нем!»

Внучки Александра Маслова Ирина и Людмила Селивановы со своими мужьями и детьми Софьей, Матвеем и Кириллом.

Ольга БАЛАШОВА

 

Нам интересно Ваше мнение о материале
17
0
0
Должны ли, по вашему мнению, родители принимать участие в решении жилищного вопроса детей?
Всего голосов: 481
Да, бесспорно, должны помочь приобрести или купить
20.8% (100)
Нет, родители ничего детям не должны
7.7% (37)
Если есть финансовая возможность, почему бы и нет
71.1% (342)