03:22
воскресенье, 24 ноября
2024-02-04T17:00:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/50899
https://kolomna-spravka.ru//storage/news/50/50899/b_65ba4e80d7dbf5.06644968.jpg
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
04-02-2024 17:00 1650

Надо ли платить детям за хорошие оценки?

Надо ли платить детям за хорошие оценки?

В Коломне растет число родителей, которые выплачивают детям «зарплату» за успешную учебу. Причем речь идет не о разовых вознаграждениях, а систематических выплатах. Принес «пятерку» - держи 500 рублей, «четверку» - 250, а если «тройку» или «двойку», то изволь вернуть родителям часть неоправданных вложений. Впрочем, существуют и другие варианты ведения бухгалтерии, но суть от этого не меняется: дети привыкают учиться за материальное вознаграждение. Насколько правилен такой подход? Что об этом думают родители, психологи и педагоги?

Сторонники считают, что денежное вознаграждение за «пятерки» поможет детям постичь азы финансовой грамотности и приобщиться к основам предпринимательства. Плюс ко всему выплаты стимулируют желание учиться. А вот мнение психологов и педагогов часто диаметрально противоположное: когда ребенок учится за деньги, у него не формируется собственный стимул получать качественное образование. Он делает это не для себя, а для родителей. Специалисты говорят, что ребенку с малых лет нужно понимать, что существуют обязанности, которые он должен выполнять без материальных поощрений. Ведь, по сути, отметки - это и есть поощрение за труд в школе. Учишься хорошо и отлично – получаешь «пятерки» и «четверки», ленишься – ставят «тройки». Существуют и другие способы мотивации: моральное удовлетворение, гордость за себя и родительская похвала. Во всяком случае, на таком призовом фонде выросло не одно поколение. Обычно денежный вопрос возникает, когда все нематериальные варианты поощрения почему-то не срабатывают.

Ирина Ильичева, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ГСГУ: «Платить деньги за хорошие оценки - это самый простой способ достичь внешней результативности. Наверное, у родителей просто нет другой возможности серьезно поработать над проблемой отсутствия мотивации к учебе, поэтому они идут по такому, самому легкому пути. Делать этого не стоит, потому что ребенку самому должно быть интересно учиться, чтобы он оказался увлечен самим процессом и ставил цели в обучении. Например, узнать что-то новое, почувствовать свою важность или полезность... В случае с выплатой «зарплаты» за оценки мы растим потребителя. Я думаю, так делать не стоит, это не способствует повышению нравственности ребенка. Деньги, конечно, ребенку нужны на карманные расходы, чтобы он знал, как ими распоряжаться, но получать он их должен не за хорошую учебу».

По мнению психологов, в случае оплаты учебы возникают товарно-денежные отношения. Ребенок зубрит, хитрит, списывает у одноклассников - делает все, только чтобы получить хорошую оценку, а значит, деньги. О хороших знаниях здесь и речи не идет. Подобные инвестиции не будут иметь длительного эффекта. Хотя сначала, действительно, может показаться, что эффект есть – ребенок обрадуется, включится в игру. Начнет без напоминаний и уговоров делать домашнюю работу, получать хорошие оценки, а родители будут ликовать: система-то работает! Но однажды ребенок столкнется с по-настоящему серьезными проблемами в учебе или просто устанет от этой «гонки», и денежная мотивация перестанет работать. Школьник в этой ситуации скажет: «Ну и что, что денег не будет? Зато никто теперь не заставит учиться!»

Не стоит забывать и о том, что финансовые реки могут по какой-нибудь причине обмелеть, а привычка получать вознаграждения за учебу у детей останется. Тогда уж точно не избежать конфликтов.

Анна Дьячкова, доцент Института экономики и управления УрФУ: «Если каждая оценка в школе или каждое вынесенное ведро с мусором имеют свою цену, можно представить и обратную ситуацию: предположим, не у вас, а у вашего ребенка аккумулированы семейные деньги. И чтобы от него отстали, чтобы не учиться, он вам платит за каждую плохую полученную им оценку. И это только выглядит странным и парадоксальным. На самом деле при таких товарно-денежных отношениях происходит то же самое, когда родители откупаются от ребенка, вместо того чтобы формировать у него здоровую внутреннюю мотивацию к учебе. На самом деле финансовая грамотность формируется не таким способом - дети должны понимать, какие навыки или опыт позволят им заработать собственные деньги. Помните, как Рокфеллер начал свой бизнес с того, что семилетним мальчишкой копал картошку на участке у соседей».

Впрочем, есть и третья сторона, которая считает, что все хорошо в меру, а истина в этом спорном вопросе где-то посередине. Финансовая мотивация может быть составляющей, но не должна стать основной, чтобы у ребенка не сформировалось ложное представление о возможности купить «все что угодно в этом мире». Разумно, к примеру, купить компьютер, если год будет закончен на одни пятерки, либо за усердие над конкретным предметом, который никак не поддавался. В таком случае это будет ценным призом для ребенка. Многие поощряют хорошую учебу интересными поездками, походом в театр, кино, путевкой в лагерь или на море.

Что говорят родители

Александра Маняшина: «Я такой подход не понимаю и не одобряю. Получается, мы формируем у детей понимание, что единственная цель хорошей учебы в школе и уборки дома - это деньги? А как насчет того, что хорошие оценки - это и есть плата самому себе, вклад в будущее? Думаю, задача родителей - объяснить, что ребенок учится для себя, а не для окружающих. Конечно, можно и нужно хвалить ученика, если он, например, успешно окончил четверть. Но кидать на карту за каждую хорошую оценку по 100 рублей - это безумие».

Татьяна Сазонова: «Я не разделяю такого поощрительного метода. Я всегда знала, что надо учить уроки, потому что прийти в школу с невыученными - это стыдно. Сейчас многие монетизируют этот момент, от знакомых слышала. Конечно, каждый сам решает, как поступать, но мне кажется, что ребенку надо внушать, что у каждого есть свои обязанности. Его обязанность - учиться».

Роза Плещеева: «В нашей семье мотивируются оценки деньгами. Так ребенок понимает, что не нужно торопиться взрослеть, зарплату можно получать и в школе. Мы купили копилку, и у ребенка появилось сразу две цели: получать хорошие отметки и копить на мечту!»

Егор Погодин: «Каждый ребенок индивидуален. Если для ребенка деньги являются ценностью, то почему бы их не использовать как мотивацию? Меня так в детстве мотивировали родители. А моего старшего сына деньгами особо не заинтересуешь. Для него важнее посещать тренировки в скейт-парке. Он четко знает, если оценки меня не будут устраивать, то и тренироваться он будет реже. Такая вот у него мотивация...»

Марина Янковская: «Я считаю, платить можно только за работу, которую человек делает для других. Домашние дела мы делаем для себя и для своей семьи, учимся тоже для себя. Ни о каких деньгах тут не может быть и речи».

Ольга БАЛАШОВА

Нам интересно Ваше мнение о материале
4
1
2
« Февраль, 2024 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829   
Занимаетесь ли вы спортом?
Всего голосов: 377
Занимаюсь время от времени
12.2% (46)
Тренируюсь активно и регулярно
7.7% (29)
Занимаюсь лечебной физкультурой
3.2% (12)
Делаю зарядку по утрам
9% (34)
Я профессиональный спортсмен
1.1% (4)
Просто стараюсь больше двигаться
25.5% (96)
Огород - лучший фитнес
19.1% (72)
Веду малоподвижный образ жизни
22.3% (84)