Вскоре выйдет книга двух известных коломенских историков – Евгения Ломако и Вадима Кириченко Издательского дома «Лига». Она посвящена одному из коломенских храмов – Вознесения Господня, что стоит на пересечении улиц Красногвардейской и Комсомольской (раньше – Вознесенской и Репинской).
Храм находится в стороне от туристических маршрутов, а потому гости Коломны обходят его стороной. Между тем он один из самых значимых в городе, автором его проекта считается один из лучших архитекторов России - Матвей Казаков.
Как теперь уточнено исследователями, Вознесенский храм построен в 1797 – 1799 годах на средства коломенского приходского купечества. Он замыкает один из углов квартала, где есть еще немало интересных строений. Основной объем храма выполнен в виде ротонды – круглого сооружения с двумя ярусами окон. Войдя внутрь в солнечный день, мы увидим дивное свечение. Иконостас повторяет форму ротонды и относится ко времени постройки храма. Попытки написать историю церкви Вознесения предпринимались и раньше, в частности, краеведом Романом Славацким. Об интересных фактах, обнаруженных при работе над новой книгой, мы беседуем с одним из авторов, кандидатом исторических наук, сотрудником музея-заповедника «Коломенский кремль», заместителем председателя Совета по сохранению исторической памяти Местного отделения РВИО Евгением Ломако.
- Евгений Львович, мы знаем, что попытки написать историю Вознесенского храма были и раньше. Кто был вашим предшественником, на чьи труды вы опирались?
- Конечно, все пошло от брошюры Романа Славацкого, которая называлась «Коломенский Елеон». И мы проводим эту преемственность, когда говорим о том, что наш храм называется коломенским Елеоном. Работа над книгой о храме Вознесения Господня – замечательный пример единения сил многих исследователей, капитальный коллективный труд. Мы очень благодарны настоятелю храма Иоанну Парфенову, по инициативе которого книга увидела свет, а также исследователям, которые поделились своими открытиями: исследователю истории церквей Подмосковья Михаилу Морозову, кандидату исторических наук Анжелике Барсуковой, Татьяне Стукниной и другим.
- Почему коломенский Елеон? Мы знаем, что Елеон – это гора в Израиле, где произошло Вознесение Христа. Но не каждый Вознесенский храм называют Елеоном. В чем связь?
- Считается, что круглая форма храма выбрана не случайно: именно так выглядит часовня на Елеонской горе. Отсюда коломенский Елеон не только по названию, но и по явной отсылке к Елеону настоящему.
В русском государстве до конца XVII века духовный символизм играл не последнюю роль. Обращает на себя внимание, что ряд коломенских храмов (Троицы на Репне, Богоявления и Борисоглебский) в плане образует треугольник (символ Пресвятой Троицы), на сторонах которого находятся храмы Михаила Архангела, Вознесения и Покровская. Внутри треугольника расположены практически все кремлевские и посадские церкви. В период с эпохи Василия III (первая треть XVI века) и вплоть до Смутного времени (начало XVII века) их количество в Коломне оставалось постоянным – 33, что соотносится с возрастом Иисуса Христа. При этом внутри кремля их находилось 16 – по числу башен.
- Какие мифы пришлось развеивать при работе над книгой?
- Например, распространенный миф о том, что на месте Вознесенского храма в XIII веке был печально известный погребальный костер Кюльхана. Правда в этом мифе только одна – под Коломной нашел свою смерть единственный чингизид, погибший за все время ордынского нашествия. Археологи, проводившие раскопки в этом квартале, нашли свидетельства о заселении данного района лишь с конца XV века. Следов древних кострищ и пепелищ при этом не обнаружено.
- Среди краеведов Коломны до сих пор идут споры: одни утверждают, что Вознесенский храм проектировал Матвей Казаков, другие говорят, якобы нет никаких свидетельств, что именитый зодчий что-либо строил в Коломне. Какова позиция авторов книги?
- При внимательном рассмотрении наш Вознесенский храм похож на некоторые московские храмы: Вознесения на Гороховом поле или Космы и Дамиана на Маросейке. Особенно на последний: наш храм практически является его упрощенным вариантом. Храм на Маросейке проектировал Казаков. Что еще интересно: храмозданная грамота на московскую церковь была выдана Михаилу Хлебникову, который был выходцем из Коломны и у которого были родственники среди прихожан Вознесенской церкви – купцы Галушины и Шапошниковы. Кроме того, прихожане Вознесенского храма купцы Токаревы были близкой родней главного жертвователя московского храма Павла Токарева.
Мы считаем, что при строительстве коломенского храма был взят за основу Космодамиановский на Маросейке. Но так как у коломенских купцов средства были скромнее, то в мастерской проект Казакова был адаптирован. Тем не менее архитектура Вознесенского храма и спустя века поражает воображение.
- Какие интересные факты из жизни Вознесенского прихода обнаружились при работе над книгой?
- В то время настоятельство в храмах было наследственным, переходило от отца к сыну. Но в начале XIX века династия священников в Вознесенской церкви прерывается: в семье настоятеля были одни дочери. Также в это время увеличились требования к уровню знаний настоятелей, изменился состав прихода. И когда пришло время задуматься о преемнике, прихожане обратились к своему земляку, оканчивавшему Троицкую лаврскую семинарию, Василию Михайловичу Дроздову, которого знали как толкового юношу. Василий Дроздов отказал, поскольку уже принял решение о монашестве. В скором времени он принял постриг с именем Филарет. Вознесенский храм все же «породнился» с будущим святителем: настоятелем стал Иродион Сергиевский, женатый на родной сестре Филарета Ольге Михайловне.
- Исследователи писали об очень красивой чугунной ограде, некогда окружавшей Вознесенский храм. Что-нибудь известно о ее судьбе?
- Ограда была разобрана в 1939 году - скорее всего, просто на металлолом. Единственным сохранившимся ее фрагментом является каменное резное украшение въездных ворот. Правда, есть фотографии ограды, по которым можно будет ее когда-нибудь восстановить.
Беседовала Ася ЕМЕЛЬЯНОВА