05:20
пятница, 28 июня
2023-11-11T10:00:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/49762
https://kolomna-spravka.ru//storage/news/49/49762/b_654c911e687496.53683447.jpg
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
11-11-2023 10:00 1375

Когда надо вести ребенка к логопеду?

Врач Коломенской областной больницы рассказала о причинах и последствиях речевых проблем у современных детей.

Когда надо вести ребенка к логопеду?

В последние годы все чаще замечаем тенденцию: дети стали хуже говорить. Раньше была норма – к пяти годам ребенок должен чисто произносить все звуки, и большинство этому соответствовало. Сейчас среди первоклассников половина не выговаривает «р», при этом много тех, кто и другие звуки произносит неправильно. Так ли это на самом деле или только кажется, в чем причина? На эти и другие вопросы нам ответила врач-логопед  Мария Чуева.

- Действительно ли речь современных детей развивается хуже, чем у их сверстников 20 лет назад? С чем это связано?

- Количество речевых патологий в последнее время значительно увеличилось. Одна из многочисленных причин – помимо генетики, врожденных патологий, проблем во время родов, болезней матери во время беременности, повлиявших на плод, это «молчаливый» образ жизни родителей. Казалось бы, ребенок слышит речь отовсюду: из телевизора, компьютера, планшета, телефона, всяких «умных» колонок, но главная проблема – с ним не разговаривают. Если раньше мама брала малыша на руки, укачивала, пела ему колыбельные, а потом часто беседовала с ним, то современные реалии другие. Родители дают ребенку в руки телефон, планшет или включают мультики, но при этом занимаются своими делами. Конечно, и оттуда ребенок слышит речь, но эта речь воспринимается как фоновая – он не является непосредственным участником беседы.

- С какими логопедическими проблемами у детей вы сталкиваетесь чаще всего?

- На консультацию к логопеду приходят дети разных возрастов - с 2 до 18 лет, у которых отмечаются проблемы с развитием речи, навыками коммуникативного общения. Например, если дети плохо говорят или не говорят совсем, если речь неразборчива, многие звуки отсутствуют или ребенок произносит их искаженно, переставляя местами слоги. Поводом для обращения к логопеду может стать ограниченный словарный запас, употребление коротких фраз. Бывает, что дети путают окончания или неправильно согласуют языковые конструкции. Также обращаются родители, чьи дети уже пошли в школу. Как правило, их беспокоят проблемы, связанные с допущением ошибок на письме и при чтении. В последнее время приходят на прием дети с нарушением слухового восприятия, заиканием и тяжелой патологией психического развития. Тогда проводится совместная работа с неврологом, детским психиатром, отоларингологом, сурдологом и дефектологом.

- Ребенку 2,5 года, но он почти не говорит. Надо ли бить тревогу или стоит подождать?

- Лучше всего приходить на консультацию к логопеду с малышом двух-трех лет, если он совсем не говорит или использует в речи только лепетные слова, или не может построить фразу, или его речь неразборчива. Если ребенку четыре года, пять лет и он пользуется только простыми, короткими словами или меняет слоги в словах, заменяет, пропускает или искажает звуки, или имеет маленький словарный запас и не может связно рассказать о событии, построить предложение, обязательно идите к логопеду.

- Родители часто говорят: «Вот в садик пойдет и заговорит». Может быть, многие родители зря тревожатся, и проблема решится сама собой?

- Детский сад является благоприятной средой для общего развития ребенка, но нужно помнить, что каждый ребенок индивидуален. Действительно, кто-то начинает быстрее говорить после посещения садика, но есть дети с множественными нарушениями речи, и родители таких малышей приходят к логопеду слишком поздно, перед самой школой. Заниматься с таким ребенком гораздо тяжелее, и результата придет ждать гораздо дольше.

- Какая связь между логопедическими проблемами и грамотностью в начальной школе?

- Если у вашего ребенка до школы были проблемы со звуками, особенно множественные, то в школе у него, скорее всего, будут проблемы при чтении и письме - дисграфия. Когда ребенок при сохранном слухе «не слышит» фонемы родного языка, не различает их, он, естественно, будет делать ошибки. Причем говорить он может чисто, а на письме путать звуки. Часто путают мягкие и твердые согласные – не знают, где ставить «ь», «й» и т. д. Учителя часто называют такие ошибки «глупыми», но на самом деле они происходят от того, что некоторые звуки у ребенка были нарушены до школы.

- Можно ли исправить картавость?

- Картавость (ротацизм) – это неправильное произношение мягкого или твердого звука «р». Может быть отсутствие звука в речи, замена на другой звук или произнесение с искажением («французский акцент»). Это может быть также связано с аномалией языка (например, короткая уздечка), неправильным строением челюсти, нарушением фонетико-фонематического слуха и т. д. Исправить это можно, если нет каких-то сопутствующих проблем, например, нарушения других звуков. Иногда достаточно просто «завести моторчик». При своевременном обращении убрать картавость будет проще, чем во взрослом возрасте.

- Что такое уздечка? Зачем и когда ее подрезают?

- Подъязычная уздечка – это эластичная перепонка, соединяющая язык и ротовую полость. Она регулирует подвижность языка во время дыхания, разговора, употребления пищи. Длина ее у взрослого человека где-то три сантиметра. Если выявлена патология – обычно ее видно уже в роддоме, то операцию лучше делать сразу – это даст возможность малышу правильно питаться и расти. Но иногда подрезанная в роддоме уздечка срастается снова. Поэтому если вашему ребенку в роддоме сделали такую операцию, в два-три года нужно показаться логопеду – он посмотрит, не срослась ли она.

- Что могут сделать родители для своевременного и успешного развития речи своего ребенка?

- Как я уже говорила, с ребенком обязательно нужно общаться. Даже если вы в этот момент убираетесь или готовите еду, одеваете малыша – все это должно быть озвучено. На прогулке рассказывайте ему, что видите: наступила осень, облетают листья и так далее, ребенок должен быть постоянно в диалоге с вами. С маленькими детьми нужно говорить короткими предложениями из двух-трех слов, чтобы он мог их понять. Но избегайте сюсюканья, говорите правильно. Если у вас двуязычная семья, лучше всего для начала выбрать один язык. Почаще задавайте малышу вопросы, причем они должны побуждать его к ответу, используя несколько слов. Например: «Что ты делаешь? Ты играешь?» - побуждает его ответить: «Да, играю». «В какую игру ты играешь?», «Что у тебя за игрушка?» и т. д. Не нужно торопить его с ответами, ждите, когда он сделает это сам. Учите его прислушиваться к окружающим звукам – шуму машин, лаю собак, шелесту листьев, спрашивайте, что он слышит. Рассказывайте ребенку сказки, короткие истории, обязательно читайте книжки с хорошими картинками. Развитие мелкой моторики, памяти, образного мышления – все это очень нужно и важно.

- Каков оптимальный возраст, когда еще не поздно все исправить? Занимаетесь ли вы с подростками?

- Обращаться нужно своевременно и ходить к логопеду раз в полгода или год. До пяти-шести лет многое можно исправить, дальше все гораздо сложнее. Когда приходят с ребенком прямо перед школой, а у него помимо картавости нарушено много звуков, это исправляется намного тяжелее – приходится работать и с неврологом, и с дефектологом. Иногда приходят на занятия с подростками – когда мамы вовремя не обратились, а множественные нарушения звуков никуда не делись. Работать с такими детьми тяжело, потому что они уже привыкли говорить неправильно и слышать свою речь неправильно. Это усугубляет сопутствующая дисграфия. Но с подростками мы тоже работаем.

Беседовала Елена СОМОВА
Фото: Елена СОМОВА/Медиахолдинг «ЯТЬ»

Нам интересно Ваше мнение о материале
7
1
4
« Ноябрь, 2023 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Должны ли, по вашему мнению, родители принимать участие в решении жилищного вопроса детей?
Всего голосов: 472
Да, бесспорно, должны помочь приобрести или купить
20.6% (97)
Нет, родители ничего детям не должны
7.6% (36)
Если есть финансовая возможность, почему бы и нет
71.4% (337)