«Обезьяна с гранатой», «блондинка за рулем», «дама за рулем - автомобиль без водителя»... Как только ни называют представительниц слабого пола, посмевших вторгнуться в мир мужчин, в котором они привыкли рулить (в прямом и переносном смыслах слова). И даже сегодня, когда вождение перестало быть исключительно мужской прерогативой, а женщины уже доказали всем, что способны управлять машиной порой лучше представителей сильного пола, некоторые мужчины все равно болезненно реагируют на водителей из прекрасной половины человечества. Но не будем вдаваться в рассуждения, почему не жалеют слабый пол на дороге, а обратимся к примерам.
Кстати, по факту женского вождения существует немало исследований, которые показывают, что дамы за рулем аккуратнее и надежнее многих мужчин-водителей. Статистика по соотношению водителей-женщин и водителей-мужчин в России не публикуется. По данным неофициальных источников, женщин за рулем в нашей стране примерно 40%, а крупных городах, например, Москве и Санкт-Петербурге, больше 50%. Статистика ДТП и данные страховых компаний свидетельствуют о том, что женщины реже попадают в аварии. В некоторых европейских странах даже предоставляются скидки на страховку для женщин, поскольку считается, что они водят гораздо безопаснее.
Почему женщины все чаще выбирают управление автомобилем? Существует несколько объяснений. Во-первых, автомобиль - это свобода передвижения, возможность самостоятельно выбирать маршруты и планировать свое время. Во-вторых, в России активно продвигается идея гендерного равенства, и женщины хотят расширить свои возможности и границы.
Несмотря на то, что многие дамы любят водить, профессиональными шоферами пока становятся немногие. И все же есть примеры, когда женщины работают водителями такси, маршруток, автобусов и даже инструкторами в автошколах. Так, например, в «Мострансавто» водителями автобусов работают свыше 150 женщин. А больше всего сотрудниц за рулем транспортных средств разного класса можно встретить в Коломне. Например, в МАП № 2 г. Коломны сегодня трудятся 33 женщины.
Светлана Костко работает водителем автобусов с 2013 года. До этого много лет трудилась инженером-механиком на предприятии ОПК. Она с легкостью управляется как с машинами средней вместимости, так и с большими автобусами, хорошо ладит с пассажирами.
Светлана Костко, водитель автобусов МАП № 2: «Я всегда с завистью смотрела на водителей автобусов, мне почему-то хотелось видеть себя в этой роли. И вот в 2013 году я решилась и открыла категорию «D». Теперь понимаю, что быть водителем - это мое! Обожаю свою работу, с удовольствием занимаюсь выбранным делом. Я вожу и маршрутки по городу, и пригородные автобусы. Например, выхожу на маршруты №№ 22, 24, 32, 59. Умею управлять всеми видами автобусов - от ПАЗиков до ЛиАЗов. Пассажиры уже не удивляются, люди доброжелательные, часто «спасибо» говорят. Я не сталкивалась с агрессией в свой адрес. Наверное, коломенцы уже привыкли к женщинам-водителям, когда видят меня за рулем, нередко говорят: «О, как хорошо, что вы нас повезете!»
Лариса Калинина, директор одной из коломенских автошкол: «Среди учеников нашей автошколы примерно 70% женщин. Как правило, мужчины приходят учиться в возрасте от 17 до 30 лет, а женщины чуть позже. Особенно высока доля тех дам, кто приходит обучаться вождению после 30 лет. Бывает, что в автошколу приходят женщины в возрасте от 60 до 70 лет. Обычно на такой шаг подталкивают внешние обстоятельства: например, муж заболел, а на дачу ездить нужно, кто-то устал просить детей, хочется независимости. И я скажу, что такие возрастные ученицы неплохо справляются. Считаю, что абсолютно неправильно различать вождение мужчины и женщины. И у мужчин, и у женщин есть хорошие водители и плохие. Многое зависит от того, как учат в автошколах, а также от внутренней дисциплины. Женщины на самом деле схватывают намного быстрее. Они больше заботятся о безопасности, более четко выполняют правила, у них сильнее развит инстинкт самосохранения. Мужчины часто более самоуверенны, нетерпеливы. Но и у мужчины, и у женщины одинаковая степень ответственности на дороге».
Татьяна Крылова, инструктор по вождению: «Я с юности очень люблю водить машину. Наверное, эта любовь передалась от отца, он много лет водит КамАЗ. Надо мной многие подшучивают, мол, дочь камазиста, вся в папу пошла. Может, так оно и есть. Я получила права в 18 лет, за рулем уже больше 12 лет. Сначала водила личный автомобиль, а потом поняла, что свою любовь к вождению можно материализовать, и оформила ИП для работы такси. Последний год работаю инструктором в автошколе. Между прочим, к инструктору-женщине относятся очень даже хорошо. Раньше были стереотипы по поводу женщин за рулем, но, к счастью, они исчезают. Коллеги, более опытные инструкторы, всегда помогают, поддерживают, подсказывают. Ученики все разные, к каждому нужно найти свой подход. Могу сказать, что нет разницы, кто за рулем - женщина или мужчина, в первую очередь они водители. Женщины более робкие, мужчины смелее. Но есть и девушки с мужской манерой вождения, поэтому здесь все индивидуально».
Ирина Максимова, инструктор по вождению: «Я долгое время работала экономистом, но устала от бумаг и цифр, захотелось кардинально поменять свою жизнь. Меня научил водить машину отец, потом получила водительские права и приобрела собственный автомобиль. Мой опыт вождения более 20 лет. Сейчас работаю инструктором, очень довольна. По моим наблюдениям, женщины лучше сдают экзамены по вождению, более внимательны и скрупулезны. Мужчин подводит излишняя самоуверенность, они хотят все сделать быстро и при этом часто допускают ошибки, особенно молодые парни. Как на меня реагируют в роли инструктора? Знаете, спокойно. Молодежь иногда непослушная (смеется), но у меня на уроках должна быть дисциплина, потому что от качества обучения зависит сдача экзамена».
Кстати, в 2023 году в России зарегистрировано более 53 млн автомобилей. На легковые автомобили приходится более 81% от всего парка, легкая коммерческая техника занимает 8%, а на грузовики приходится 7% парка. Оставшаяся часть парка - мотоциклы и автобусы.
Ольга БАЛАШОВА
Фото: Александр ВИТИН/Медиахолдинг «Ять»