01:45
понедельник, 20 мая
2023-11-05T09:00:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/49593
https://kolomna-spravka.ru//storage/news/49/49593/b_65391f5cea5552.98051441.jpg
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
05-11-2023 09:00 4377

Почему в Коломне трамвай, а не троллейбус?

Исторические факты из «жизни» нашего теперь уже уникального транспорта

Почему в Коломне трамвай, а не троллейбус?

Понятие «коломенский трамвай» настолько емкое, что не всегда понятно, о чем именно идет речь. В 2022 году исполнилось 130 лет, как со стапелей Коломенского завода сошел первый трамвай, изготовленный для Киева – он первым в Российской империи обзавелся таким транспортом. До Великой Отечественной войны завод производил трамвайные вагоны, которые эксплуатировались в разных городах страны, но больше всего в Москве.

А вот собственный электрический транспорт появился в Коломне только в 1948 году - планировали раньше, но помешала война. Правда, если бы тот довоенный проект был все-таки реализован, в Коломне был бы не трамвай, а троллейбус, как в Видном. Но судьба распорядилась по-своему, и теперь Коломна - единственный город в Подмосковье, где есть собственный трамвай, и жители этим очень гордятся.

Вот уже 75 лет вагоны на электрической тяге возят по рельсам коломенцев и туристов. Одно время казалось, что с возрастанием числа автомобилей они отомрут за ненадобностью. Но нет, чем больше машин ездит по нашим улицам, тем очевиднее необходимость в этом экологичном транспорте.

Сапожники без сапог

Удивительно, но первый в истории России трамвай был выпущен еще в 1891 году на Коломенском заводе братьев Струве. Аманд и Густав Струве сначала специализировались на строительстве мостов из собственных металлоконструкций, получив подряды на строительство в Петербурге, Москве, Киеве, Твери и других городах, а затем превратили завод в многопрофильное машиностроительное предприятие. Завод выпускал вагоны и паровозы, постепенно заняв треть машиностроительного рынка России. Сотый паровоз «Коломна» получил почетный диплом Всемирной выставки в Вене в 1873 году.

В 1891 году на заводе был выпущен первый трамвай на электрической тяге, только помчался он не по Коломне, а по Киеву. За основу первого коломенского трамвая был взят американский образец из Бостона. Правда, местным мастерам пришлось адаптировать его к нашим условиям и немного изменить внешне. Вслед за Киевом трамваи стали заказывать Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Одесса… И пока трамваи, сделанные в Коломне, бегали по другим городам, жители Коломны ходили на работу пешком из Сандырей, Бочманова, Протопопова и других сел.

Нужен троллейбус, а не трамвай

К 1940 году Коломна сильно выросла. В городе действовали три крупных предприятия – Коломенский ордена Ленина машиностроительный завод, завод № 4 им. К.Е. Ворошилова (будущий ЗТС), Патефонный завод, на которых работало большинство горожан. Транспортная проблема в городе была очень актуальной и злободневной. Коломенцы добирались до места работы либо в переполненном и часто ломающемся автобусе, либо пешком, либо на велосипеде, либо на телеге, кто-то даже на такси.

В таких условиях последовала инициатива снизу - построить в кратчайшие сроки до конца 1940 года первую очередь троллейбусных линий. Началось масштабное строительство троллейбусного хозяйства.

Весной 1941 года была построена и смонтирована тяговая подстанция, установлены мачты, протянута контактная сеть, построено помещение смотрового депо, в котором разместили шесть троллейбусных вагонов. Запустить первый троллейбус планировали в мае 1941 года, но из-за нехватки важных запчастей сроки были сорваны. А еще через месяц началась Великая Отечественная война, и стало совсем не до троллейбусов…

Торжественное открытие линии

После войны от почти готового троллейбуса мало что осталось. К тому же в военное время коломенские трамваи успели хорошо зарекомендовать себя: они ходили по улицам Баку, Москвы, Риги, Екатеринбурга и Архангельска. Неудивительно, что после войны в нашем городе все-таки решили развивать трамвайное движение.

Прокладка путей началась в 1946 году, ветку тянули от площади Советской – важной транспортной развязки – до Коломенского завода: необходимо было обеспечить транспортом рабочих, едущих на смены.

Как вспоминает писатель и краевед Анатолий Кузовкин, для доставки чугунных рельсов, щебенки и прочих стройматериалов провели рельсы от железнодорожной ветки по проезду Лебедянского (тогда он еще так не назывался, конечно) через улицу Октябрьской Революции до нынешних трамвайных путей. По ним бегал маленький паровозик, материалы доставлялись быстро и бесперебойно. Так появился маршрут № 1 – он и сейчас так ходит. 5 ноября 1948 года движение по этой ветке было открыто, этот день и считается с тех пор днем рождения коломенского трамвая. Первые вагоны, кстати, производились на Коломенском заводе.

Потом построили депо, а маршрут продлили по улице Гражданской в Старую Коломну – в то время это был не исторический центр, как сейчас, там проживало большинство населения города. Анатолий Кузовкин вспоминает, как жители улицы Гражданской выходили на субботник: надо было выкорчевывать из земли остатки старой булыжной мостовой, чтобы расчистить место для прокладки рельсов. В 1958 году большое трамвайное кольцо замкнулось – сначала однопутное, а через два года построили второй путь. В 1974 году появилась новая ветка до станции «Коломна», а в 1986 провели трамвай в Колычево - таким образом спальный район, который обычно просили не предлагать при обмене, приблизился к центру. Последние коломенские вагоны списали в 1968-м, зато появились рижские и усть-катавские.

Переломный момент

В 90-е годы казалось, что трамвай умирает. Средств на поддержание предприятия катастрофически не хватало, приходилось повышать плату за проезд, люди, и без того жившие небогато, роптали. Вагоны ходили старые, не все двери открывались, остановки были такие, что страшно взглянуть… В 2000-е резкий рост парка личного автотранспорта, казалось, не оставлял трамваю шансов. Но справились: и вагоны заменили, и остановки, и пути отремонтировали. Несмотря на то, что автомобилей сейчас действительно много, доступный электротранспорт они заменить не смогли. Когда-то казалось, что трамвай не доживет до юбилея. Сегодня он подошел к 75-летнему рубежу и неплохо себя чувствует.

А до Щурова добегут?

Сегодня «Коломенский трамвай» – это 10 маршрутов (когда-то их сократили до 9, но потом построили еще), более 50 трамвайных вагонов (в основном усть-катавских) и порядка 60 тысяч пассажиров ежедневно. Общая протяженность трамвайных путей в Коломне на сегодня превышает 40 км!

Муниципальному унитарному предприятию «Коломенский трамвай» постоянно требуются новые водители, в ближайшие два года планируется обновление подвижного состава и трамвайных путей. А рост города в определенных направлениях заставляет думать, что когда-нибудь электрические вагончики побегут по улице Ленина в Подлипки, а там, глядишь, и до Щурова доберутся…

Коломенцы любят свой трамвай и уже ни за что с ним не расстанутся. Теперь это не только средство передвижения, но и туристический бренд: среди большого количества музеев в нашем городе есть и Музей трамвая. Правда, посвящен он не только коломенскому, а вообще этому виду транспорта. Есть туристический «Трамвай желаний» – на нем можно прокатиться по городу с одной из тематических экскурсий и даже отпраздновать важное событие, например, день рождения или свадьбу.

Елена СОМОВА

Фото: Александр ВИТИН / Медиахолдинг «ЯТЬ»

Информация взята из книги Р. Славацкого и В. Боченкова «Серебряное кольцо»

 

Нам интересно Ваше мнение о материале
172
3
7
« Ноябрь, 2023 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Должны ли, по вашему мнению, родители принимать участие в решении жилищного вопроса детей?